Табак не выкуривается из России
Почему Philip Morris никак не может уйти
В руководстве американской табачной компании назвали сворачивание бизнеса в стране «самой сложной транзакцией в истории», об этом сообщает The Wall Street Journal. Как сообщило издание со ссылкой на источники в Philip Morris, производитель ищет покупателя на свои активы уже три месяца, однако подобрать кандидата ему до сих пор не удалось. Основным препятствием для заключения сделки в Philip Morris считают трудности при оценке бизнеса в условиях изоляции России. При этом в компании опасаются национализации активов.
Подобрать покупателя внутри страны сейчас действительно непросто, и концерну нужно решиться на уступки, считает председатель правления Профессионального альянса русского рынка никотиновых систем Владимир Мишеловин: «Процесс сворачивания бизнеса небыстрый, он может занимать и три месяца, и полгода. Не исключено, что это будет происходить до того времени, пока международная ситуация в связи с кризисными событиями не придет к каким-то другим финалам. На сегодняшний день полная стоимость активов, которые Philip Morris имеет на территории Российской Федерации, крайне недооценена, потому что мы попали в некое пикантно-изолированное состояние.
При этом рынок терять нельзя, но, тем не менее, сегодня за полную стоимость продать невозможно. Поэтому это и есть развилка. На мой взгляд, лучшей альтернативой стала бы продажа определенных активов ключевому дистрибутору продукции Philip Morris. Компромисс может быть найден на долгосрочной основе. Определенный дисконт по продаже Philip Morris может быть окуплен некими обязательствами по обратной продаже через какое-то время, когда ситуация политическая, экономическая в мире, в нашей стране будет восстановлена».
The Wall Street Journal пишет, что с трудностями при уходе с российского рынка сталкивает не только Philip Morris. Другие компании в качестве главной сложности также называют невозможность адекватно оценить стоимость активов. Кроме того, они опасаются санкций со стороны государства: по словам представителей корпораций, регуляторы и прокуроры угрожают топ-менеджерам преследованием, если те начинают критиковать действия российских властей.Также уходящие с рынка компании жалуются на недостаток покупателей их бизнеса в стране, поскольку ими не могут стать юрлица под санкциями.
И это не полный список всех трудностей, отмечает руководитель юридической практики Grace Consulting Ltd. Екатерина Орлова: «В связи с шестым санкционным пакетом ЕС экспертам в принципе запрещено работать с российским бизнесом — так же, как в некоторой степени ограничены и европейские юристы, которые могли бы содействовать этой сделке.
Немаловажным является и тот факт, что в РФ потребитель отлично защищен законодательством. В этой связи компании, которые уходят с российского рынка, рискуют столкнуться с достаточно большим объемом исковых заявлений от потребителей, поскольку их нельзя оставить без обслуживания той продукции, которая была продана. То есть так или иначе компании должны ремонтировать товары, заменять их в случае поломки, возвращать средства, компенсировать какие-то убытки, если покупка была некачественная.
При этом основной вопрос заключается в том, что эти компании реально не могут ссылаться на события форс-мажора или какое-то существенное изменение обстоятельств, чтобы избежать ответственности перед своими покупателями. И практика уже знает несколько крупных судебных исков к оставившим российский рынок организациям.
При этом проект предусматривает введение внешней администрации по управлению той компании, которая принадлежит недружественным юрисдикциям по отношению к России, и в случае, если резидентам этой юрисдикции принадлежит более 25% акций. Этого компании опасаются и стремятся завершить сделки как можно быстрее, зачастую согласовывая заранее невыгодные для них условия».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее заявил, что власти «бережно» и с «чрезвычайно большим уважением» относятся к бизнесу, который под давлением не покинул отечественный рынок или собирается вернуться в страну при первой возможности. Конкретный список таких юрлиц представитель Кремля не назвал.
По подсчетам Йельской школы менеджмента, с конца февраля с российского рынка ушли либо же приостановили инвестиции в страну более 1 тыс. компаний. Для этого корпорации использовали разные схемы, например, Apple прекратила поставки новых товаров, McDonald’s продал активы одному из франчайзи, а Renault Group заключила сделку с властями за символический рубль.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".