Накажите панков!
Чем интересен новый сериал про Sex Pistols
Вышел сериал «Пистолет», рассказывающий историю британской панк-группы Sex Pistols. «Коммерсантъ Стиль» выясняет подробности и сравнивает актеров с их реальными прототипами.
Мини-сериал компании FX «Пистолет» — это история взлета и падения Sex Pistols в 1970-х, рассказанная в шести сериях от лица гитариста группы Стива Джонса. Сценарий был основан на его мемуарах «Lonely Boy: Tales from a Sex Pistol» («Одинокий парень: история Sex Pistols»), режиссером стал Дэнни Бойл, известный своими фильмами «На игле» и «Миллионер из трущоб». Стоит отметить, что это не первая драма о Sex Pistols: сразу после распада группы в 1978 году вышел музыкальный документальный фильм с участием членов группы «Великое рок-н-ролльное мошенничество», а в 1986 году — фильм Алекса Кокса «Сид и Нэнси».
«Пистолет» рассказывает о тяжелом детстве Стива Джонса, красочно описывает Лондон тех лет, показывает, как начинались выступления группы, и ее последующий крах. Кульминацией событий стала смерть басиста Сида Вишеса от передозировки героина во время освобождения под залог по обвинению в убийстве его подруги Нэнси Спанджен. Однако, несмотря на обилие деталей, критики встретили сериал прохладно и назвали костюмированной драмой, которая не дает представления о важности панк-движения и о той исторической роли, которую на самом деле сыграли Sex Pistols. Увлеченные подачей и ярким стилем безбашенных талантливых музыкантов-наркоманов, создатели сериала не встретили понимания со стороны той аудитории, которой в 1970-х было по 16–20 лет. Кроме того, ныне здравствующие персонажи, изображенные в сериале, неоднозначно отреагировали на его появление. Так, Джонни Роттен (чье настоящее имя Джон Лайдон) в интервью Sunday Times назвал сериал «самым неуважительным дерьмом, которое мне когда-либо приходилось терпеть». Но не все его бывшие товарищи по группе с ним согласны: Джонс, Пол Кук, Глен Мэтлок и наследники Вишеса разрешили использование песен группы в сериале и в целом положительно восприняли его выход.
Если говорить о роли Sex Pistols в истории, то нельзя не вспомнить о популярной в последние годы культуре отмены — это именно то, чему регулярно подвергалась группа: их запрещали на телевидении и радио, они не могли выступать вживую, кроме как под псевдонимом, цифры их рейтингов занижались. Газета Sunday Mirror в 1977 году выходила с заголовком «Накажите панков!», а на Джонни Роттена нападали хулиганы с мачете возле лондонского паба. Бойл считает историю группы очень британской и пытается ее переосмыслить, причем без уверенности, что эта экранизация станет интересной широкому кругу зрителей — перед премьерой сериала об этом писала The Guardian.
В «Пистолете» показаны характерные прически, макияж (во вселенной андерграунда это практически грим) и костюмы — все, чтобы точно изобразить тот период и людей, которые очень быстро стали очень известными, сделав панк мейнстримом. Главного героя играет Тоби Уоллес, Сида Вишеса — Луи Партридж, Джонни Роттена — Энсон Бун. Помимо участников группы в сериале показаны люди, с которыми они были связаны, например Вивьен Вествуд (ее играет Талула Райли) и Памела Рук (роль Мэйси Уильямс).
Памела «Джордан» Рук, известная тем, что в 1970-х была манекенщицей, продавщицей в бутике Sex Вивьен Вествуд и «лицом» Sex Pistols, помогала Мэйси Уильямс на съемках со стилем и подбором одежды, но не дожила до премьеры (Рук скончалась от рака в возрасте 66 лет в начале апреля этого года). Уильямс сохранила для роли свои обесцвеченные брови, которые носила уже некоторое время, они прекрасно вписались в ее сценический образ, в который входили яркая черная подводка, прозрачные наряды и эксцентричные прически. Луи Партриджу для роли Сида Вишеса пришлось отказаться от хороших манер и привыкнуть к тому, что зачастую в кадре он носил только один предмет одежды — максимально обтягивающие джинсы. Стилисты ему подбирали винтажные наряды по всему Лондону, часть из них была закуплена через eBay.
Если портретное сходство актеров и реальных персонажей — заслуга кастинг-команды, то исполнение материала вживую — уже самих актеров. Бойл настоял на том, чтобы они пели и исполняли музыкальные сцены без наложения спецэффектов. Осталось только оценить, как им это удалось, без оглядки на критику и чужое мнение.