Клиентская «Солидарность»
Жители Екатеринбурга атаковали банк ради получения карт UnionPay
У отделения банка «Солидарность» в Екатеринбурге больше месяца собираются очереди из десятков человек, желающих получить карту UnionPay. Формированием очереди занимаются сами клиенты: они составляют список посетителей и никого не пускают внутрь. Это стало поводом для обращения в полицию. В банке заявили, что его сотрудники не занимаются «управлением» очереди.
О том, что десятки клиентов больше месяца ежедневно собираются у единственного отделения банка «Солидарность» в Екатеринбурге на Красноармейской, 41, рассказали «Ъ-Урал» посетители банка. Так, днем в среду, 22 июня, у отделения находились около 30 человек, преимущественно выходцы из Китая и с Кавказа. На входе в отделение стояли несколько человек, которые формировали списки клиентов и не пускали никого внутрь.
Стоявшие на входе пояснили, что они, как и остальные посетители, хотят оформить карту китайской платежной системы UnionPay, и не являются сотрудниками «Солидарности». При этом они сами решают, кто из ожидающих зайдет в отделение следующим, а двери в банк заперты.
Когда корреспондент «Ъ-Урал» попытался пройти в отделение, его остановили. Сначала пришлось объяснить, что он не является клиентом «Солидарности» и не планирует получать какие-либо услуги. После этого один из стоявших в очереди позвал охранника, который, посоветовавшись с сотрудниками, также отказал во входе и посоветовал обратиться в пресс-службу банка. Руководства отделения, по его словам, не было на месте.
Всего в список, который сформировали клиенты за 22 июня, было занесено более 74 человек. К 15:30 банк успел принять около половины ожидающих — их имена в списке перечеркнули. Один из тех, кто формирует очередь, рассказал «Ъ-Урал», что решение контролировать поток посетителей банка было принято из-за ажиотажа со стороны желающих оформить карту китайской платежной системы UnionPay.
«Приезжают некоторые, без очереди хотят пройти, а люди здесь по двое-трое суток не могут попасть. Поэтому мы придумали составить список. Кто не успел, давайте завтра с этого списка начнем»,— пояснил он и уточнил, что «Солидарность» — единственный банк, выдающий карты UnionPay в Уральском федеральном округе.
Спрос на международные платежные системы (МСП) в России выросла после ухода из страны Visa и MasterCard из-за военной операции РФ на Украине. Карты этих платежных систем перестали работать за границей, в том числе при совершении покупок в иностранных онлайн-магазинах. Одной из популярных МСП, оставшихся в России, оказалась китайская UnionPay — система работает в 180 странах, в том числе в США и ЕС. Сейчас возможность эмиссии таких карт имеют всего несколько российских банков. По данным сервиса «Банки.ру», в Екатеринбурге карты этой платежной системы, помимо банка «Солидарность», можно оформить в МТС-банке, а в Газпромбанке можно получить карту другой платежной системы — японской JSB.
«Visa и MasterCard закрыли сейчас, а мы на рынках (торгуем), нам надо (оформить денежный) перевод в Китай, другие страны. А UnionPay только через это приложение можно»,— отметил другой посетитель «Солидарности». «Сейчас люди из других областей приезжают, (чтобы оформить карту). Еще в Самаре есть, в Москве то же самое — неделями люди стоят»,— добавил он.
Мужчина также предложил «Солидарности» открыть «еще хотя бы одно» отделение в Екатеринбурге.
Ранее сегодня портал Е1 сообщал со ссылкой на одну из клиенток «Солидарности», что группа людей пыталась взять с нее плату за проход в отделение банка. «Тут все четко организовано: есть те, кто отводит клиентов в сторонку, есть те, кто проговаривает с ними условия, и есть дежурные на дверях. Мы вернулись в 90-е годы: какая-то группировка наживается на иностранцах и наших соотечественниках»,— рассказала она порталу. Сами стоявшие в очереди в банк в разговоре с «Ъ-Урал» отрицали это. «Здесь живая очередь — 80 человек. Вы что, думаете просто так? Какие деньги?»,— сказал один из тех, кто контролировал вход.
В УМВД по Екатеринбургу «Ъ-Урал» заявили, что полиция тоже получала сообщение, что «неизвестные препятствуют входу в банк». Впрочем, «впоследствии заявительница сообщила, что инцидент исчерпан и претензий она ни к кому не имеет», добавили в УМВД.
«По факту возможных противоправных действий сотрудниками службы участковых будет поведена проверка и приняты меры реагирования»,— отметили в полиции.
В самом банке заявили, что в курсе ситуации. По данным пресс-службы «Солидарности», очереди формируются из-за высокого спроса на UnionPay и сервис денежных переводов в Китай Money Express. «Люди, которые "управляют" очередями, не являются сотрудниками банка и не имеют к нему никакого отношения. Информация об этих людях и ситуации в целом доведена до нашего руководства, службы безопасности, службы финансового мониторинга и до соответствующих органов»,— пояснили в банке (цитата по Е1). Там добавили, что принимают «всевозможные меры, чтобы нормализовать ситуацию и исключить возможность совершения мошеннических действий». На запрос «Ъ-Урал» к моменту публикации материала пресс-служба банка не ответила.