Ректору Шанинки на здоровье можно не жаловаться
Сергея Зуева так и оставили под арестом
Мосгорсуд (МГС) уже во второй раз признал правильным решение о заключении под стражу ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергея Зуева. Осенью прошлого года господин Зуев, который обвиняется в хищении бюджетных средств, выделенных на образовательные программы, был помещен под домашний арест, но МГС эту меру пресечения ужесточил. Защита, которую поддерживают многие авторитетные люди, долгое время пытается доказать, что здоровье ученого не позволяет ему находиться в условиях следственного изолятора, но убедить суд в этом пока не удалось.
«Апелляционное представление прокуратуры — удовлетворить частично, постановление Тверского суда от 13 октября — изменить, избрать меру пресечения в виде заключения под стражу до 7 декабря»,— сообщили сегодня, 22 июня, о решении в Мосгорсуде.
Как рассказывал ранее «Ъ», Мосгорсуд принял решение о заключении Сергея Зуева под стражу в октябре прошлого года. До этого Тверской суд Москвы отправил ученого под домашний арест, но прокуратура это решение опротестовала.
«Прокуратура считает, что суд первой инстанции, назначая домашний арест, не учел активной роли Зуева в преступлении, в котором он обвиняется, а также его должностное положение. В силу него обвиняемый может повлиять на ход следствия, в том числе — уничтожить доказательства и оказать давление на свидетелей»,— так надзорное ведомство сформулировало свою позицию.
Суд также зачитал ответ из УФСИН по поводу состояния здоровья Зуева. В частности, защита указывала, что незадолго до ареста господин Зуев перенес тяжелую операцию на сердце. Кроме того, говорили адвокаты, проблемы со здоровьем имеются и у ребенка обвиняемого, а также его престарелых родителей, которые находятся на иждивении ректора.
Заключение Сергея Зуева в СИЗО вызвало острую общественную реакцию. Защита ректора в своих жалобах постоянно указывала на очень плохое состояние его здоровья, этим вопросом занималась даже уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Однако на последнем заседании суда прокуратура представила справку медиков ФСИН, из которой следует, что ученый имеет ряд заболеваний сердца, но они не препятствуют его содержанию под стражей.
«Я ни словом, ни делом не дал сомневаться в том, что я буду вести себя лояльно, сотрудничать со следствием или что я буду как-либо влиять на свидетелей и ход расследования. Я бы сказал, что меня больше всего волнуют судьбы близких мне людей»,— заявил в ходе заседания сам господин Зуев. Он также сказал, что готов нести ответственность за то, что не проконтролировал поведение своих подчиненных, совершивших незаконные действия.
Впрочем, МГС решил, что ректор должен оставаться в СИЗО.
Напомним, что ректор Шанинки, по версии следствия, является участником организованной группы, руководителем которой была экс-замминистра просвещения и бывшая вице-президент Сбербанка Марина Ракова. Целью членов группы, согласно материалам дела, было хищение бюджетных средств, выделенных в 2019 году на федеральную программу «Учитель будущего».
Бюджетные средства, по данным следствия, похищались при исполнении двух госконтрактов о выполнении научных и образовательных проектов, заключенных 13 и 18 сентября 2019 года между Шанинкой и Фондом новых форм развития образования, который курировала замминистра Ракова. Первый контракт предполагал выполнение сотрудниками Шанинки работ по «разработке и апробации модели, созданию и функционированию профессиональных сообществ педагогических работников в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего"». Второй — работы по «сопровождению деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педработников».
Однако, получив финансирование по этим соглашениям, говорится в материалах уголовного дела, по указанию госпожи Раковой ректор и исполнительный директор Шанинки Кристина Крючкова изготовили и передали заказчику фиктивные отчеты о выполнении работ. При этом тогдашний глава фонда Максим Инкин и его заместитель Евгений Зак, зная, по версии следствия, что представленные вузом «результаты не соответствуют техническому заданию и договорам», закрыли на это глаза и приняли их. Они так поступили, считает следствие, также по указанию Марины Раковой. В результате на счет Шанинки было перечислено 21,2 млн руб., которыми фигуранты «распорядились по своему усмотрению».