«Были намеки на военное решение»
Дмитрий Дризе — об итогах «калининградской блокады»
Комиссар ЕС по внешней политике Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз не ставит целью остановить транзит российских грузов в Калининград через Литву. Речь идет лишь о контроле за соблюдением санкций. Еврокомиссия обещает в ближайшее время направить необходимые инструкции, которые должны снять острые моменты. Примерно неделю назад Вильнюс отказался пропускать попавшие под ограничения товары, следующие из российских регионов в Калининград транзитом. Это вызвало очередной кризис в отношениях РФ и Запада. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не исключает, что подобные истории могут периодически повторяться.
Есть некоторые основания полагать, что полная драматизма история под названием «калининградская блокада» постепенно начинает сходить на нет. К решению проблемы подключился большой ЕС. Комиссар по внешней политике Жозеп Боррель заявил, что Брюссель ничего блокировать не собирался. Однако есть документ, который предписывает следить за соблюдением антироссийских санкций. Его суть в том, что на территорию объединенной Европы подсанкционные грузы ввозить нельзя даже транзитом. Литва как законопослушный участник сообщества подчинилась. Российские перевозки заблокировала, но не для всех товаров, а только для запрещенных.
Но поскольку четких правил нет, возникла неразбериха, и это привело к серьезному политическому обострению. О военном решении прямо вроде речь не шла, но подобные намеки звучали. И вот по прошествии без малого недели напряженность стала потихонечку спадать. Сначала власти в Вильнюсе посоветовали коллегам в Москве ввозить разрешенное через их территорию, а остальное судами по морю в обход. В России, что самое интересное, в итоге согласились. И вот Еврокомиссия обещает предоставить новый регламент, где все будет четко прописано. И может статься, что транзитных ограничений не будет вовсе.
Так что это было — технический сбой или все-таки провокация, проба сил, прощупывание российской реакции? Можно ли сказать, что «слабые» европейцы испугались и включили заднюю? Или, может быть, это ответ на аналогичную историю вокруг российского газа, поставки которого в Европу вдруг сократились аж на 40%? И тоже абсолютно не по политическим причинам, а потому, что Канада не отдает турбины производства Siemens. Отдадут — тогда и газ пойдет. Не будем гадать, что все это значит. Решайте сами. Однако кажется, что история эта явно не последняя. И, самое главное, ведь непонятно, где регламент не тот, а где политика. В любом случае за бумагу всегда удобно спрятаться. Какая война, какие санкции? У нас вот прописано — мы выполняем, а вы так реагируете. Зачем? Не нужно.
А пока регламента нет, власти Калининграда рапортуют, что уже наладили логистику — нужный для строек цемент идет морем. Правда, на границе с Литвой скопились фуры, но, видимо, и здесь решение найдется.
Проблема еще и в том, что методички и регламенты за час не подготовишь. Все это продумать надо, оформить — цепь согласований провести, подписи поставить. Процесс может затянуться на месяцы, а грузы ведь ждать не могут — их нужно везти получателям. Вот так невольно и задумаешься, что все это может значить. На самом деле все просто. Мы же понимаем, при желании можно и к фонарному столбу придраться. Если тебе не нравится партнер, нарушение в документах найти труда не составляет — нужно лишь взглянуть чуть внимательнее. Вот раньше что-то не замечали, а теперь каждую букву вынуждены проверять.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".