«Хорошие специалисты стоят денег»
«Коммерсантъ Волга-Урал» провел экспертный стол «Кадровый потенциал региона»
Почти четверть опрошенных агентством «ПромРейтинг» подростков в Татарстане не считают необходимым получать высшее образование, а треть из них намерены продвигаться в сфере IT. Высокий спрос на таких специалистов подтверждают в крупнейшей девелоперской компании Татарстана UD Group. В группе компаний ГК Innostage с центром разработки в Казани также готовы принимать новичков без высшего образования — например, студентов. В «Татспиртпроме» говорят о дефиците кладовщиков на фоне активного строительства в регионе логистической инфраструктуры федеральных компаний. В КНИТУ предупреждают, что работодателям надо учитывать приход на рынок труда поколения Z, для которого первостепенны эмоции и удовольствие от работы. Об этом заявили эксперты в рамках круглого стола «Кадровый потенциал региона», организованного «Коммерсантъ Волга-Урал».
Экспертами круглого стола выступили руководитель исследовательского агентства «ПромРейтинг» Антон Глухов, заместитель директора по организационному развитию и управлению персоналом девелоперской компании «UD Group» Мария Пыжьянова, директор HR и корпоративного управления АО «Татспиртпром» Диляра Лашкина, HR-бизнес-партнер ГК Innostage Екатерина Фомичева и начальник отдела содействия развитию карьеры Казанского национального исследовательского университета Анна Алексеева. Модератором обсуждения стала гендиректор компании Bright Consulting Мария Яшенкова.
Руководитель исследовательского агентства «ПромРейтинг» Антон Глухов представил совместное с «Коммерсантъ Волга-Урал» исследование, в ходе которого были опрошены 800 респондентов — 50% подростков и 50% родителей — с целью узнать их мнение о предпочитаемой профессии.
Опрос показал, что взрослые в основном хотят для своих детей карьеры программиста, аналитика, работника сферы IT (29,3% респондентов), инженера (16,3%) и экономиста или финансиста (15,5%). Самыми непопулярными стали профессии машиниста или водителя, менеджера и слесаря или механика. «По таким профессиям существует общественная поляризация, когда эти профессии достаточно востребованы, на этих отраслях наблюдаются неплохие конкурентные зарплаты, но при этом родители не считают нужным выбирать эти специальности для своих детей»,— пояснил эксперт. Дети считают наиболее привлекательными сферу IT (33% опрошенных), профессию врача (27,1%) и психолога (20,2%). «Подростки также делают упор на силовой спектр и интернет-профессии»,— считает господин Глухов. Среди непопулярных профессий у подростков менеджер, энергетик, эколог, ветеринар.
Также, согласно исследованию, 29,3% родителей хотели бы, чтобы их дети работали в госструктурах. Это мнение поддерживают лишь 10,8% подростков. «Здесь, конечно же, наша пресловутая стабильность: более консервативные родители выбирают стабильность (29,3% за работу на государство), считают, что и соцпакет хороший, и закрыть такую контору сложнее»,— поделился мнением эксперт.
Согласно исследованию, большинство родителей заинтересованы, чтобы их дети работали в России, в частности — в Татарстане. Так же считают подростки. «Было представление, что все хотят уехать, но все хотят быть в Татарстане, дети и родители не хотят уезжать из России и Татарстана. Да, присутствует Западная Европа, США, Канада и Азия, и они „отгрызают“ свои 15%, но это не превалирующий фактор»,— пояснил господин Глухов.
«Дети в большей степени склоняются к тому, что можно прожить без высшего образования, родители не согласны»,— отметил господин Глухов. За необходимость высшего образования проголосовало 45,5% родителей и 28,9% подростков. 24% детей считают, что высшее образование не нужно, такого же мнения придерживаются лишь 6,4% родителей.
«Из рейтинга видно, куда дети смотрят и что им интересно. И это как раз про то, насколько компании привлекательны для той или иной аудитории, что они делают для этого»,— продолжила тему директор по организационному развитию и управлению эффективностью персонала девелоперской компании UD Group Мария Пыжьянова. По ее мнению, привлекательность компании для талантливых кандидатов — «это важное кадровое преимущество».
Госпожа Пыжьянова считает, что проблема кадрового голода не нова: «Это тема не последних пяти лет, связывать ее с каким-то конкретным кризисом не совсем правильно». «Устойчивость любой компании зависит от организации работы с персоналом, от того, насколько это системный подход»,— полагает эксперт.
По мнению госпожи Пыжьяновой, существенное значение для привлекательности работодателя имеет наличие системы внутреннего обучения и развития сотрудников, а также работа над ценностным предложением, как для кандидатов извне, так и для действующих сотрудников на протяжении всего жизненного цикла в компании. «Выигрывают те, кто системно работает с персоналом»,— отметила она. «Рассчитывать на взаимодействие с вузами и программами, которые на сегодняшний день существуют, можно, однако это инвестиции в будущее. Если мы говорим про текущую производительность, выручку, прибыль, особенно на фоне внешних контекстов, то ситуацию важно решать здесь и сейчас — уделять внимание сотрудникам внутри и их эффективности, а также делать ставку на профессиональных специалистов»,— сказала госпожа Пыжьянова.
«Цена имеет большое значение. Рынок корректирует только заниженную цену, высокую стоимость специалиста не корректирует»,— поделилась эксперт мнением о зарплате специалистов. Эксперт считает, что работники смотрят не только на зарплату, но и сопоставляют свое видение работодателя не только с доходом, а также сравнивают среду, культуру компании и социальные программы, возможности карьерного роста и развития.
По мнению госпожи Пыжьяновой, сейчас по всей стране в сфере кадрового подбора ситуация приблизительно одинаковая. «Все компании пошли в цифру и технологии, и сегодня абсолютно все испытывают острую потребность в IT-специалистах и разработчиках. Стоимость специалистов, которые способны повысить производительность компании, напрямую зависит от их компетенций и результата, который компаниям нужен»,— считает госпожа Пыжьянова. «Надо понимать, что хорошие специалисты стоят денег»,— отметила эксперт.
О ситуации в АО «Татспиртпром» рассказала директор HR и корпоративного управления предприятия Диляра Лашкина. «После 24 февраля повысилась тревожность»,— пояснила она. «Ключевая ставка начала очень быстро расти, что сказывалось на себестоимости продукта»,— рассказала эксперт.
Также предприятие испытывает сложности с персоналом для распределительных центров в Нижнекамске, Альметьевске, Набережных Челнах из-за конкуренции на кадровом рынке с Wildberries, Ozon и «Пятерочкой», которым также требуются кладовщики. «Ключевая ставка для всех компаний начала очень быстро расти, что сказывалось на себестоимости у всех и тут была действительно паника у людей»,— рассказала эксперт.
«Мы включили максимальный ДМС сотрудникам рабочих профессий — они могут пользоваться и стационаром, и стоматологией без ограничений»,— добавила госпожа Лашкина. Также, по ее словам, предприятие оплачивает работникам транспорт и занятия спортом.
Опытом работы по привлечению в компанию молодежи поделилась HR-бизнес-партнер ГК Innostage Екатерина Фомичева. «20% от общей численности нашей компании — это сотрудники до 25 лет»,— отметила она. «За три года, которые компания существует, у нас 5–7% от численности компании, т.е. от 70 до 90 человек — стажеры, молодые специалисты из числа студентов»,— рассказала госпожа Фомичева.
«Примерно 30% от общего числа стажистов впоследствии остаются у нас в штате. Я считаю, для компании это очень хорошее вложение. Во-первых, у них период адаптации проходит более мягко, к тому же они дольше задерживаются в компании, потому что за период стажировки успевают посмотреть изнутри её процессную часть»,— рассказала эксперт.
«В качестве каналов для привлечения мы используем очные встречи в вузах»,— отметила она. «В основном берем с третьего курса бакалавриата, но если попадаются „звездочки“, про которых на кафедре говорят „посмотрите“, то мы берем и первый, и второй курс»,— рассказала госпожа Фомичева.
Также эксперт высказалась о ситуации на кадровом рынке в сфере IT. По ее словам, он «по-прежнему перегрет, поскольку востребованность в защите информации становится еще более острой, это выводится в приоритет государства». «Мы не ожидаем того, что рынок упадет по заработным платам и воронке привлечения»,— заключила она.
Начальник отдела содействия развитию карьеры КНИТУ Анна Алексеева затронула проблемы занятости выпускников вузов. «Несмотря на то что ситуация на рынке труда в целом улучшается, а доля занятого населения увеличивается, уровень безработицы снижается, но среди молодежи в возрасте 20–29 лет ситуация абсолютно противоположная. Безработица молодежи увеличивается, доля молодежи в численности населения тоже растет»,— отметила она.
«Для поколения Z первостепенны эмоции и удовольствие от работы. Они не хотят связывать жизнь с компанией на долгие десятилетия, а ищут себя на протяжении всей жизни. Поэтому для работодателей это довольно сложный контингент»,— считает эксперт. Также увеличился процент тех, кто относится к работе «маргинально» — «не хотят начинать работать со стартовых позиций, у них очень амбициозные цели, они считают, что могут пойти в любую компанию и начать сразу с высокой зарплаты, при этом не желают выкладываться на работе».
Госпожа Алексеева предложила предприятиям сотрудничать с вузами и организовывать практики и стажировки более активно. «Чем больше мы интегрируем наш образовательный процесс в производство, тем будет эффективнее работа вуза и тем будет эффективнее для предприятия набор молодых сотрудников»,— считает эксперт.
16+