Грузовики поедут без пилотов

Получится ли реализовать проект в условиях санкций

Первые беспилотные фуры отправятся из Москвы в Санкт-Петербург в 2023 году. К этому времени компания «Автодор» закончит строительство инфраструктуры на участке трассы М-11, сообщает ТАСС. Тогда же планируется запуск и тестовых перевозок. Фуры без водителей будут двигаться по выделенной полосе, что, согласно задумке, должно ускорить доставку грузов. При этом не все эксперты уверены, что план удастся реализовать в условиях санкций. С подробностями — Елена Иванова.

Фото: Александр Никольский, Коммерсантъ

До 2024 года трасса Москва—Санкт-Петербург должна стать первым в России логистическим беспилотным коридором: между городами установят несколько хабов, а грузовики без водителей будут двигаться по отдельной полосе. При этом заезжать в города они не будут. Например, в Твери построят северный объезд, чтобы транспорт без водителей не попадал на трассу M-10 «Россия».

Помимо Минтранса, в проекте участвуют разработчики программного обеспечения, производители грузовиков и логистические компании. В частности, «Сберавтотех», КамАз и «Деловые» линии. Предполагается, что беспилотники на час сократят сроки доставки груза между Москвой и Санкт-Петербургом. А себестоимость перевозки для логических компаний к концу десятилетия снизится более чем на 10%.

У российских разработчиков интеллектуальных транспортных систем есть все для того, чтобы успешно реализовать проект, считает заместитель генерального директора концерна «Телематика», который участвует в создании логистического коридора на трассе М11, Марсель Нигметзянов: «У нашей страны есть и интеллектуальные способности, и техническое оборудование, и средства. У нас преимущественно все отечественное, и все логистические цепочки уже перестроены на дружественные страны.

Для реализации движения на М11 необходимо наличие цифровой модели автомобильной дороги. Далее — установка технологической связи, так называемой V2X, которая позволит гарантированно обеспечивать работу и доставлять информацию за считанные секунды. И, конечно, система "Инцидент Менеджмент", которая позволяет мониторить текущую обстановку на автомобильной дороге для того, чтобы заблаговременно информировать как подключенный транспорт, так и беспилотный».

Логистический коридор Москва—Санкт-Петербург — не единственная трасса, где планируется использование беспилотников. Подобный маршрут собираются проложить между Россией и Китаем, сообщили в Минтрансе. Предполагается, что беспилотные фуры будут доставлять грузы через трансграничный мост Благовещенск—Хэйхэ. Его открыли 10 июня.

Помешать этому может существенная проблема — для производства беспилотных фур требуются импортных комплектующих, и без них все проекты окажутся в подвешенном состоянии, полагает руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot Юрий Минкин: «Все устройства либо импортные, либо с существенной долей зарубежных компонентов. Это касается и сенсоров, и вычислительной части, если говорить про V2X, это касается радиоустройств.

Ситуация осложняется еще тем, что даже то, что вроде бы кажется нашим, на самом деле производится за границей. В России нет необходимых технологий для того, чтобы произвести такие устройства. Технологии сами достаточно дорогие и сложные в имплементации.

Для того чтобы такие производства купить, вам понадобится довольно-таки большой тираж. Если вы производить 1 тыс. экземпляров, они будут стоить очень дорого. С параллельным импортом здесь тоже не все так просто, потому что это не те устройства, которые вы можете прийти в магазин и купить. В условиях кризиса полупроводниковой индустрии и раньше-то сроки были очень немаленькие, сейчас они еще увеличились».

Актуальным остается и вопрос безопасности, продолжает Юрий Минкин. По его словам, трудности в этом смысле могут возникнуть не только на дороге: «Здесь безопасность двух родов: функциональная и информационная. По первому моменту: даже выделенная полоса не решает этих проблем. Любой инцидент может сильно замедлить развитие всей этой индустрии.

Необходимы процедуры испытаний, чтобы сразу отработать разные ситуации в условиях полигона, потом все протестировать в условиях подконтрольной эксплуатации, когда за рулем сидят подготовленные люди, и только потом выпускать в более или менее открытый мир.

Если мы говорим про информационную безопасность, то здесь вопрос подходов. Например, автомобиль, который мы делаем, снаружи вообще не может управляться. Когда у вас нечего взламывать, то, соответственно, тем самым обеспечивается самая большая безопасность».

В США некоторые компании уже выводят на дороги беспилотные фуры. Например, в начале июня американская фирма Waymo договорилась о партнерстве с сервисом грузоперевозок Uber Freight. Он будет использовать беспилотные грузовики при доставке заказов. А китайский стартап TuSimple в начале 2022 года объявил, что начал возить коммерческие грузы на машинах без водителя в салоне.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Станислав Корягин

Вся лента