Киото для иконы стиля
Женская красота, тату, ниндзя и другие секреты дизайна Infiniti
Относительно того, почему дизайн так важен для автомобиля, существуют самые разные версии. Кто-то говорит, что он адресован тем, кто несведущ в механике, а в красоте разбираются все, поэтому есть шанс заинтересовать. Другие считают, что пока автомобиль не превратился просто в бытовой прибор, вроде пылесоса, его покупка — не только рациональный, но и в не меньшей степени эмоциональный поступок. И это, как говорится, только вершина айсберга.
У старшего директора по дизайну Тайсуке Накамуры, конечно же, есть своя версия. Попробуем описать ее в двух словах. Автомобиль — это давно уже одна из визуальных составляющих окружающего нас мира. Который в свою очередь в течение миллионов лет создавался природой, и в течение тысяч лет — сердцем и руками людей, способных видеть и творить прекрасное. Именно потому, чтобы гармонично вписаться в этот мир, автомобиль должен вобрать в себя весь вышеупомянутый опыт.
В этом контексте неудивительно, что Накамура сотрудничает не только с собственно дизайнерами, вооруженными цифровыми знаниями и компьютерами, но и с мастерами-ремесленниками из Киото — мегаполиса, который не только в течение более тысячи лет был столицей Японии, но города, где особенно берегут и развивают традиционные искусства.
Сам Тайсуке Накамура, к слову, окончил Городской университет искусств в Киото по специальности «Продуктовый дизайн», и потому со студенчества знает о связи между людьми и предметами, между мастером и искусством. Как руководитель отдела глобального дизайна Infiniti, он видит стратегию поиска во взаимодействии с историческим и культурным наследием, а потому пригласил истинных хранителей традиций, чтобы поговорить с ними о природе, об инновациях и, конечно, о дизайне, как составляющей современной японской роскоши.
Главная мысль, как бы итог этой встречи, очень символично прозвучала из женских уст. Эрико Хорики, которая однажды уволилась из банка и посвятила себя возрождению производства традиционной японской бумаги васи, считает, что роскошь должна быть настоящей, когда прекрасна не только готовая вещь, но и процесс ее производства, и инструменты, которые использовались при ее создании, и даже процесс старения предмета. Только так рождаются безупречные предметы.
Кстати, если посмотреть философское значение слова «безупречность», то оно очень даже «японское»: характеризуется отсутствием чувства собственной важности и жалости к себе. Это, конечно, про репутацию, но в целом и об отношении к труду. В Японии есть даже такой термин «шитатэ» — безупречное исполнение. Чего оно стоит, пожалуй, лучше всех знает Такахиро Яги — мастер по созданию чайных наборов в шестом поколении. На изучение премудростей изготовления чайного набора в Киото уходит до десяти лет.
Еще одну нить между консервативным и современным искусством вплел Тору Цудзи — художник по металлу, который переосмысливает традиционное ремесло, чтобы создавать инновационные продукты. Он считает, что ремесленники делают нужные вещи независимо от эпохи, соединяя прошлое с настоящим.
Нам, сейчас, конечно, не до роскоши, но возможно японский опыт даст и нам вектор развития. Что если собрать круглый стол из самоварщика в десятом поколении, валялщика валенок, кузнеца, кружевницы, гончара и спросить их, как должен выглядеть новый УАЗ «Буханка». Автомобиль, кстати, чрезвычайно популярный в Японии.