Курской власти подберут хозяйственника
Роман Старовойт не планирует возглавлять областное правительство
Правительство Курской области, которое в соответствии с реформой публичной власти субъектов РФ должно появиться в регионе вместо администрации, не будет возглавлять губернатор. Об этом «Ъ-Черноземье» заявил глава Курской области Роман Старовойт. Он объяснил необходимость появления отдельной должности премьера невозможностью губернатора одновременно представлять интересы региона и заниматься «общехозяйственной деятельностью». Курская область может стать единственной в Черноземье, где должности премьера и губернатора разделены: пока такую возможность обсуждают только в Воронежской области. Эксперты напоминают, что подобная модель в Курской области уже успешно работала.
О намерении создать в правительстве Курской области, которое придет на смену администрации региона (в рамках внесенных изменений в закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ»), отдельную от губернатора должность председателя «Ъ-Черноземье» в ходе пресс-конференции по итогам Курской Коренской ярмарки рассказал глава субъекта Роман Старовойт. По его словам, «переформатирование» работы администрации уже началось.
«Когда я создавал команду (господин Старовойт возглавил область в 2019 году.— „Ъ“), уже тогда задумывался, нужно правительство или нет. Как правило, правительства работают в республиках и краях, а в областях — администрации. Но сейчас, поработав в качестве губернатора, я понимаю, что заниматься общехозяйственной деятельностью и — в соответствии с присягой, которую я давал, вступая в должность — представлять интересы Курской области одновременно довольно проблематично»,— рассказал господин Старовойт.
Он пояснил, что этот вопрос «отошел на второй план» в предыдущие два «коронавирусных» года, когда власти «научились работать в режиме видеоконференц-связи и поездки в другие регионы были минимизированы».
«Тогда задача была создать медицинскую инфраструктуру и все условия для борьбы с коронавирусной инфекцией. Сейчас работа активизировалась. И без контактов, очного участия в мероприятиях и встречах в Москве тяжело представлять интересы региона. А это, еще раз говорю, записано в моей присяге. Поэтому, скорее всего, нас ждет создание правительства области и введение должности его председателя».
Господин Старовойт уточнил «Ъ-Черноземье», что кандидатура премьера пока не определена:
«Этот вопрос я сейчас рассматриваю, в том числе с коллегами. Но я хочу сказать, что в моем понимании команда администрации, или правительства, уже на 99% сформирована».
К началу 2022 года администрация как орган исполнительной власти существовала в трех из шести регионов Черноземья — Курской, Липецкой и Тамбовской областях. В конце мая липецкие депутаты проголосовали за принятие пакета поправок к уставу региона, согласно которому в регионе создается правительство и появляется должность губернатора вместо главы администрации. Стартовала реформа и в Тамбовской области.
В поправках к уставам этих регионов прямо говорится, что губернатор будет возглавлять областное правительство. Руководят правительствами регионов и остальные губернаторы в Черноземье — белгородский, воронежский и орловский.
По данным собеседников «Ъ-Черноземье» в местных органах власти, помимо Курской области модель с введением отдельной от губернатора должности премьера рассматривается только в Воронежской области. В случае ее принятия на пост председателя могли бы претендовать вице-губернаторы Сергей Трухачев, Виталий Шабалатов и зампред Виктор Логвинов.
Впрочем, по словам одного из собеседников «Ъ-Черноземье», в действующем правительстве региона сомневаются в необходимости появления еще одного столь высокопоставленного должностного лица. Неочевидна такая необходимость и для многих депутатов Воронежской областной думы.
Политолог Владимир Слатинов напомнил, что в Курской области правительство уже существовало до 2011 года. По его словам, в случае появления «отдельного» председателя правительства «губернатор становится лицом, осуществляющим общее руководство регионом и его исполнительной властью, задающим стратегические ориентиры, принимающим ключевые решения и отвечающим за территорию перед Кремлем, а значительная часть текущей управленческой работы перекладывается на регионального премьера».
Он полагает, что причинами появления «отдельного» премьера могут быть представление местной элиты о высоком статусе субъекта, необходимость разделения полномочий для сосредоточения первого лица на стратегии, а также воля самого губернатора. При этом в ресурсных регионах ситуация разная — «отдельные» премьеры работают в Московской области и Татарстане, но в Москве мэр Сергей Собянин сам возглавляет правительство, отметил эксперт.
Владимир Слатинов добавил, что в Курской области модель с премьером работала с 1996 года после избрания губернатором бывшего вице-президента РФ Александра Руцкого.
Она сохранилась и при следующем губернаторе Александре Михайлове, который «в силу биографии и компетенций больше подходил на роль политического руководителя»: «В 2011 году Александр Михайлов формально упразднил "курскую тандемократию" с правительством и премьером, но экс-премьер Александр Зубарев продолжал руководить региональным хозяйством в ранге первого заместителя губернатора».
Политолог считает, что сейчас в Курской области выросло влияние первого замгубернатора Алексея Смирнова, одновременно курирующего политический, экономический и инфраструктурный блоки: «Можно предположить, что должность премьера вводят "под него". Но областным властям придется объяснять населению, зачем необходимо разделение. Тем более что в соседних регионах, включая гораздо более крупную и ресурсную Воронежскую область, губернаторы оставляют за собой руководство правительствами территорий».
Также новая схема создает неопределенность с распределением полномочий между заместителями губернатора и — если такие должности будут предусмотрены — заместителями председателя будущего правительства, подчеркнул господин Слатинов.