«Искусство не поддается импортозамещению»

Дмитрий Дризе — о будущем «Гоголь-центра»

«Гоголь-центр» не знает, закроют его или нет, пишут СМИ. В ответ на это Telegram-канал театра сообщил, что рабочие контракты с художественным руководителем Алексеем Аграновичем и директором Алексеем Кабешевым истекают 4 июля, и об их продлении на сегодняшний день ничего неизвестно. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе подозревает, что судьба театра в его нынешнем виде не выглядит безоблачной.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Несколько печатных изданий сообщило о том, что в ряде столичных театров грядут перемены. Речь, в частности, о «Современнике», «Школе современной пьесы» и «Гоголь-центре». Причем если в первых двух случаях предполагаются кадровые изменения, то в последнем не исключается еще и физическая трансформация: ему якобы собираются вернуть старое название — «Театр имени Гоголя», а то, может быть, и вовсе увидим процесс объединения «Гоголь-центра» с неким другим подобным культурным учреждением.

В администрации театра не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть подобную информацию. Между тем контракты у руководства истекают 4 июля, и об их продлении ничего на сегодняшний день неизвестно. Также надо сказать, что «Гоголь-центр» — один из самых успешных храмов культуры в коммерческом плане, публика туда идет с удовольствием. Гадать, что дальше, мы, конечно же, не будем, хотя по большому счету все и так ясно.

Отец-основатель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников после снятия судимости уехал из России и за рубежом сделал ряд заявлений, не очень приятных нынешней российской власти. Кроме того, он представил на кинофестивале в Каннах новую работу под названием «Жена Чайковского». Фильм этот, прямо скажем, не совсем наш — не соответствует декларируемым ныне ценностям.

В этой связи есть один большой вопрос: куда пойдет нынешнее российское искусство, в том числе современное?

Здесь видится опасность раскола. Некая часть творческих работников, как известно, отправилась за рубеж, и многие из них продолжают там творить, но большинство все-таки осталось, в том числе в регионах.

Нужно еще напомнить, что в Государственной думе лежит законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В этот документ внесена поправка, согласно которой режиссерам с подмоченной репутацией не будут давать государственную поддержку. Может быть, это и правильно, однако есть большие сомнения, что иностранный агент или иной попавший под соответствующее влияние сможет рассчитывать и на частную поддержку. В связи с этим хочется спросить: что ставить-то будем? Чем обрадуем благодарную публику?

Дело в том, что искусство не всегда укладывается в заданные рамки, и, что самое главное, оно не поддается импортозамещению. А вдруг уважаемая публика перестанет ходить в театры, а искусство уйдет в серую зону, вернутся полуподпольные капустники? Впрочем, не будем раздувать. Давайте так, театр же не в ответе за своего основателя. Вот Юрий Петрович Любимов в свое время уехал, а легендарная Таганка осталась и дождалась его обратно, пусть и не без проблем. Возможно, и «Гоголь-центр» за Серебренникова не в ответе. А то пережмем — и вообще останемся без театрального искусства, равно как и любого другого.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента