На грани дня и ночи

Новая ювелирная коллекция Piaget

На парижской Неделе моды часовая и ювелирная марка Piaget показала свою коллекцию Solstice.

Эту премьеру ждали с большим интересом: Solstice — одна из первых коллекций Haute Joaillerie, полностью сделанных под руководством нового главы марки Бенжамена Комара. На правах хозяина он встречал журналистов в Hotel de Coulanges, расположенном в Марэ — старинном городском дворце XVII века, ныне превращенном в штаб-квартиру и выставочный зал молодых художников, дизайнеров и модельеров.

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Хотя Бенжамен Комар руководит Piaget уже второй год, инерция часового и ювелирного производства такова, что только сейчас мы начинаем видеть почерк нового руководителя. В ювелирном деле у него немалый опыт: он работал в Cartier, командовал ювелирным департаментом Chanel, затем был в принадлежащей LVMH марке Repossi и, наконец, в июне 2021 года сменил прежнюю главу Piaget Шаби Нури.

Перемены в руководстве, разумеется, несут и перемены в производстве. Зная господина Комара как специалиста по ювелирному делу, я, признаться, немного беспокоился за судьбу часовой программы Piaget. Ведь эта швейцарская марка знаменита прежде всего своей образцовой механикой.

Когда в 1874 году Жорж-Эдуард Пьяже основал компанию, он производил именно часовые механизмы, поставляя их соседям по кантону Юра. Первые собственные часы марка сделала лишь в 1943 году и, разумеется, опиралась на собственные калибры. Свой технический потенциал, заложенный еще в XIX веке, они широко используют и сейчас. Достаточно вспомнить, сколько у Piaget мировых рекордов тонкости и сложности. В нулевых годах у марки были и самый тонкий турбийон, и самый тонкий автоматический хронограф. Два последних года сверхтонкая модель Altiplano Ultimate Concept получала призы на женевском Гран-при часового искусства. Сейчас Piaget может похвастаться полной палитрой мануфактурных механизмов: ультратонких, c автоматическим и ручным заводом, сложных, маленьких вплоть до собственных кварцевых, тоже ставивших рекорды миниатюрности.

В апреле на часовом салоне Watches & Wonders я постарался расспросить господина Комара о том, как будут соотноситься два нынешних столпа марки — часы и украшения. В ответ он напомнил, каким прорывом стала для Piaget в 1960-х ювелирная программа, запущенная в Швейцарии Ивом Пьяже и вскоре начавшая соперничать с главными ювелирными домами Франции. Тогдашний молодой владелец марки Ив Пьяже начал минимум на полвека позже своих главных конкурентов, ныне — соседей по группе Richemont. В этом позднем старте было, однако, преимущество: Piaget сразу оказались в современном историческом и эстетическом окружении. Марка прославилась в 1970-х, в годы поп-арта, став «Битлз» и «Роллинг Стоунз» в часах и украшениях. Чувство времени и моды — вот что желает сохранить и умножить новый генеральный директор. Но как раз часовому наследию марки, по его словам, отводится в этом важная роль.

Коллекция Solstice полностью подтвердила его обещания. Наряду с колье, браслетами и серьгами-каффами в ней широко представлены и ювелирные часы, сделанные на основе культовых часовых моделей Piaget. Почти каждая линия — и Altiplano, и Polo, и, конечно, Limelight Gala (тоже неоднократный призер Гран-при Женевы) — получила свои ювелирные варианты. Например, одним из ключевых украшений стали бриллиантовые часы Extravagant Touch на браслете с перьями на основе Limelight Gala. Их браслет-трансформер можно разделить на три части: собственно браслет и пару сережек. Тема трансформации была продолжена и в колье Flamboyant Nigtfall, центральный камень которого может быть использован в кольце.

Ювелиры и дизайнеры Piaget, «мастера невозможного» из Ateliers de l`Extraordinaire, умело использовали те преимущества, которые дали им инженеры, разработавшие ультратонкие часовые механизмы. Благодаря исключительной тонкости Altiplano Ultimate Concept появилась возможность, не увеличивая чрезмерно общей толщины корпуса, добавлять часам циферблаты из натуральных камней, из драгоценного стекла-авантюрина или резного перламутра.

Интересным выглядело и сочетание природных драгоценностей с драгоценными приборами haute horlogerie. Так, одной из главных деталей ювелирных часов Dazzling Swirl стал «парящий» турбийон.

Чрезвычайно удачные часы с ажурным механизмом Polo Skeleton обрели инкрустацию драгоценными камнями. Ювелиры не так давно научились украшать бриллиантами элементы механизма, но исключение быстро превратилось в правило. Теперь при полном покрытии мостов драгоценными камнями удалось добиться интереснейших оптических эффектов. Благодаря игре света ажурный графический рисунок циферблата почти исчезает в игре отражений.

Эту игру поддержали авторы выставки, выстроив целую систему оптических иллюзий и организовав движение цвета и света в залах Hotel de Coulanges. Нельзя не похвалить и удачно выбранное для коллекции название — Solstice, «солнцестояние». День года, который означает равенство лета с зимой и дня с ночью, обозначил особенный момент и для самой марки Piaget — «равноденствие» ее часовой и ювелирной программ.

Алексей Тарханов, Париж

Вся лента