Легенда советского автопрома
Как на ГАЗе делали «Победу»
28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде началось серийное производство ГАЗ М-20 «Победа», ставшего легендарным. В июне 2022 года министр промышленности РФ Денис Мантуров сообщил о намерении возродить этот бренд. Как создавали «Победу» — в специальном проекте «Ъ-Приволжье».
Перспективная разработка
Работу над перспективным автомобилем конструкторы Горьковского автозавода начали еще в 1938 году, но после начала Великой Отечественной войны все разработки мирного времени пришлось свернуть. Однако возращение к проекту состоялось также в военное время, в 1943 году. На следующий день после завершения Сталинградской битвы в Москве прошло совещание конструкторов Народного комиссариата среднего машиностроения. Нарком Степан Акопов начал собрание так: «Наши машины уступают импортным…». На том же совещании главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт доложил о новых разработках, в том числе и о новой модели легкового автомобиля – седане обтекаемой формы без выступающих подножек и разобщенных крыльев. К работе над проектом привлекли лучших специалистов.
«Мы должны в первые же годы после войны создать такие машины, что характеризовали бы передовое лицо нашей страны»,— Степан Акопов, народный комиссар среднего машиностроения.
Первый опытный образец вышел из экспериментального цеха 7 ноября 1944 года. Покатый кузов машины, два окна с одной стороны и три окна – с другой, отсутствие традиционных крыльев – все выглядело свежо и необычно для того времени.
Андрей Липгарт стал главным конструктором Горьковского автозавода (ГАЗ) в 1933 году, он проработал в должности 33 года – до 1951 года. Под его руководством разработали и построили 67 экспериментальных моделей, 27 из них были запущены в производство. Он скончался 20 марта 1980 года, на его обелиске высечен силуэт автомобиля ГАЗ-М20 «Победа».
Конструкторская мысль
Под руководством Андрея Липгарта конструкторы ГАЗа перенимали опыт мировой индустрии. Подвеска «Победы» и силовая схема кузова были скопированы с немецкой модели Opel Kapitan. Однако был особый подход к проектированию, выработанный за годы работы над военными машинами, который привел к тому, что крылья «Победы» были прибраны к задней части – для обеспечения жесткости несущей конструкции.
До «Победы» шестицилиндровый мотор ГАЗ-11 считался лучшим в СССР и относительно экономичным: двигатели на его основе производились вплоть до 1989 года. Однако для новой легковой машины он был великоват и слишком прожорлив. Андрей Липгарт хотел сделать свою машину перспективной, поэтому на Горьковском автозаводе создали новый четырехцилиндровый мотор ГАЗ-20 объемом два литра, который в дальнейшем оценил сам Сталин.
«По пути в Москву четырехцилиндровый автомобиль показал расход всего 10 литров на сто километров пути»,– главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт
Традицию личного осмотра любого вида транспорта Иосиф Сталин ввел еще в 1936 году. 19 июня 1945 года автомобиль «Победа» представили высшему руководству страны в Москве. Главный конструктор Андрей Липгарт расхваливал свою машину. Вождь одобрил модель с оговоркой, что ни на одной из них не должно быть шестицилиндрового двигателя. Название «Победа» буквально собрало в себе все смыслы, которые соответствовали машине: победа технологическая, победа страны в Великой Отечественной войне, победа над зависимостью русского автопрома от иностранного влияния, победа собственная как технологический прорыв и победа как символ послевоенного возрождения страны. Существует историческая байка, что автомобиль ГАЗ М-20 предлагали назвать «Родина», но от идеи отказались якобы после того, как Иосиф Сталин спросил: «И почем будете Родину продавать?». Слово «Родина» рассматривалось в качестве наименования следующей модели М-21, которую в итоге назвали «Волга».
Запустили в серию
28 июня 1946 года началось серийное производство «Победы». Всего было выпущено более 241 тыс. машин, включая 14,2 тыс. кабриолетов и 37,5 тыс. такси. Последний автомобиль сошел с конвейера 31 июля 1958 года.
Кто мог позволить себе купить «Победу»? Средняя зарплата советского гражданина была 400 руб., «Победа» считалась автомобилем среднего класса и стоила 16 тыс. руб. Для сравнения, «Москвич-401» стоил 9 тыс. руб., а ГАЗ-12 (ЗиМ) — 40 тыс. В первую очередь автомобиль предоставлялся партийным деятелям и государственным служащим, многие желали получить ее за трудовые заслуги. В народе говорили, будто «Победа» — первое, что приобретали на Сталинскую премию, размер которой составлял до 100 тыс. руб.
«Победа» была первым советским легковым автомобилем, который хорошо продавался за рубежом. Модель экспортировалась в Финляндию и другие скандинавские страны, Австрию, Бельгию и Великобританию. С 1951-го до 1973 года «Победа» по лицензии выпускалась в Польше на заводе FSO под маркой Warszawa. Всего было выпущено 253 тыс. автомобилей — даже больше оригинальных «Побед». Впервые в истории СССР машина стала доступной для покупки, и впервые советский седан стал популярным во многих странах Европы. Для нашей же страны это одна из самых культовых моделей.
Подготовлено по материалам книги «Победа и другие события» Ивана Падерина и Дениса Орлова.