Джо Байден подливает масла в бензин
Администрация США ищет и не находит способ снизить цены на топливо
Лидеры стран G7 в понедельник обсуждали, как сократить прибыль России от продажи нефти и при этом не навредить своим экономикам. Однако рынок отреагировал на такие дискуссии скачком цен на нефть. Как следует из последовавших комментариев американской администрации, в Вашингтоне теперь обещают действовать осторожно. Дело в том, что предыдущие попытки хоть как-то усмирить цены на бензин, зависящие от мировых нефтяных котировок, провалились. Недавняя инициатива президента США Джо Байдена объявить налоговые каникулы на бензин и вовсе привела к дистанцированию от него Демократической партии. Между тем рост цен негативно влияет на уровень электоральной поддержки демократов, а это в свете грядущих промежуточных выборов в Конгресс для них очень уж некстати.
В понедельник, когда президент США Джо Байден на встрече G7 в Европе обсуждал с союзниками усиление поддержки Украины и пути сокращения доходов России от продажи нефти, цены на нее вновь устремились вверх. А это, в свою очередь, приведет к увеличению доходов стран, его поставляющих, включая РФ.
Американской администрации на этом фоне приходится непросто, поскольку нужно поддерживать с союзниками единый фронт сопротивления РФ, но и о национальной экономике забывать нельзя. Ситуация с ростом цены на нефть влияет как на разогнавшуюся инфляцию, так и на стоимость бензина на заправках. Очередной рекорд был побит 14 июня, когда стоимость бензина в среднем по стране пробила психологическую отметку в $5 за галлон.
Это сказывается на рейтинге американского президента и, как следствие, правящей партии, которой в ноябре предстоят крайне непростые промежуточные выборы в Конгресс.
Ее отставание от республиканцев — уже порядка восьми процентных пунктов, что для США — необычное прочное лидерство.
По данным Северо-западного университета (Эванстон, штат Иллинойс), исследовавшего еще в 2016 году рейтинги одобрения американских президентов от Джеральда Форда до Джорджа Буша-младшего, каждые десять центов увеличения стоимости бензина уменьшают уровень популярности главы государства на 0,6 п. п. Так что с ростом цен на него американским властям срочно что-то нужно делать.
Поэтому, хотя лидеры G7 пообещали Украине отстаивать ее интересы столько, сколько потребуется, комментарии помощника президента США по нацбезопасности Джейка Салливана указывают на то, что к вопросам поставок российской нефти в Вашингтоне будут относиться осторожно. На брифинге для журналистов в понедельник (текст беседы приводит пресс-служба Белого дома) на вопрос о мерах в отношении российской нефти господин Салливан ответил: «Это не то, что можно взять с полки в качестве проверенного и надежного метода… и внедрить». Речь, по словам соратника Джо Байдена, идет о «новом виде концепции того, как эффективно иметь дело со страной, которая продает миллионы баррелей нефти в день, и попытаться лишить ее части доходов». Президент США, продолжил он, в Германии занимался «постановкой проблемы».
При этом Джейк Салливан признал: простое сокращение поставок нефти «оказывает определенное влияние на энергетический рынок, которое является прямо противоположным» устремлениям организаторов этого шага. Так что речь должна идти о более комплексном подходе.
Стоит отметить, что все предыдущие инициативы Джо Байдена по стабилизации цен на бензин в самих США пока не увенчались успехом. Эти усилия включают в себя снятие сезонных ограничений на продажу топливных смесей с более высоким содержанием этанола и крупнейшую в истории продажу нефти на рынок из американского стратегического нефтяного запаса.
В июне администрация решила попробовать переложить часть ответственности за кризис на американских нефтяников. В администрации также звучали предложения ограничить непредвиденную прибыль нефтяного сектора. Телеканал CNN со ссылкой на неназванного чиновника Белого дома сообщал, что там прибыли этого сектора считают «возмутительными».
В ответ американские нефтяные компании предложили господину Байдену и его администрации «сменить тон». В частности, возмущение выразил генеральный директор Chevron Майк Вирт. Он обвинил Джо Байдена в стремлении незаслуженно очернить производителей нефти и газа. Президент США на это парировал, что не знал о такой «чувствительности» производителей нефти и газа и о том, что их «чувства так легко задеть».
Нефтяной вопрос рассорил американского президента не только с нефтяными производителями, но даже с его собственной партией и экспертным сообществом. В прошедший четверг американский лидер призвал Конгресс одобрить налоговые каникулы на бензин на три месяца.
Однако предложение в Конгрессе встретили холодно как демократы, так и республиканцы. Лидер демократического большинства в Сенате Чак Шумер и спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси в пятницу не стали даже обещать, что вынесут предложение президента на голосование в обеих палатах.
Оба политика выразили обеспокоенность тем, что нет никаких гарантий, что нефтяники вернут потребителям отмененные сборы. Кроме того, они напомнили, что эти деньги — основной источник доходов федерального дорожного трастового фонда, который финансирует инфраструктурные проекты по всей стране.
По подсчетам самого же Белого дома, потери этого фонда в текущем году в случае утверждения этого предложения составят порядка $10 млрд. Однако мера даже в случае принятия не приведет к существенному сокращению стоимости бензина, речь идет лишь о 18 центах сокращения цены за галлон.
Тем временем прогрессисты — члены Демпартии, стоящие на социал-демократических позициях,— разочарованы призывом президента и предлагают, напротив, увеличить давление на нефтяников, передав полученные ими сверхприбыли потребителям. Об этом сообщает The Hill.
На другую проблему в интервью The Hill указывает профессор в области международных финансов, экономики и стратегии в Университете Джорджа Вашингтона (город Вашингтон, округ Колумбия) Роберт Вайнер. По его словам, предложение президента несет еще и большие политические риски. Недовольство может возникнуть, когда сбор вернут обратно, считает он. «Если у вас налоговые каникулы на бензин, может быть трудно вернуть сбор после того, как кризис отступит. В целом сборы на бензин очень непопулярны. Я думаю, что есть реальный риск, что у нас будут постоянные каникулы по этим сборам и дороги не будут содержаться в таком хорошем состоянии, как сейчас, потому что непонятно, откуда возьмутся деньги»,— полагает он. Эксперт резюмирует, что «единственный способ загнать джинна обратно в бутылку — это положить конец конфликту на Украине». «Цены на газ высоки, потому что доступного бензина гораздо меньше, это следствие того, что на российскую нефть наложено эмбарго, все просто»,— пояснил он.