Визит на фоне юбилея национального согласия
Политическое измерение визита президента России Владимира Путина в Душанбе оказалось не менее важным, чем экономическое. Визит совпал с юбилейной, 25-й годовщиной подписания Общего соглашения об установлении мира и национального согласия, которое положило конец гражданской войне в Таджикистане.
«Следует отметить, что опыт миротворчества таджиков и обеспечения национального единства стал не только фактором спасения таджикской нации, но и признан мировым сообществом и влиятельными международными организациями как поучительный исторический урок и уникальный опыт разрешения конфликтов и противостояний,— сказал президент Таджикистана Эмомали Рахмон, поздравляя своих соотечественников с этой датой 26 июня.— Значение мира и спокойствия возрастает в современных условиях, особенно в последние годы, когда человечество сталкивается с крайне тяжелыми проблемами».
Владимир Путин тоже вспомнил об этой дате на переговорах. «Прежде чем начать беседу, хочу вас от души поздравить — и вас, и всех таджикистанцев — с национальным праздником, который вчера, по-моему, вы отмечали, с Днем народного единства». Эмомали Рахмон его, впрочем, поправил: «Национального согласия». «Национального согласия,— исправился господин Путин.— И хочу пожелать от души всего самого доброго всему Таджикистану, вам как главе государства и всему народу Таджикистана».
Российский специалист по Центральной Азии Аркадий Дубнов напомнил в разговоре с “Ъ”, что в непростых переговорах, которые привели к подписанию соглашения, решающую роль сыграла Москва во главе с тогдашним главой МИД РФ Евгением Примаковым. «Но Владимир Путин (не упомянувший в открытой части выступления этот факт.— “Ъ”) хорошо понимает: Эмомали Рахмон уже не хотел бы вспоминать, что в начале своей политической карьеры ему приходилось с кем-то договариваться,— считает эксперт.— Напротив, президент Таджикистана провозгласил себя единоличным "основателем мира и национального единства". И этот подход ярко проявился во время последних событий в Горном Бадахшане, где власти провели силовую операцию, объявив местных жителей членами ОПГ».
Исторический контекст на момент подписания соглашения и сейчас, 25 лет спустя, удивительным образом совпадает. За год до установления мира в Таджикистане террористическое движение «Талибан» (запрещено в РФ) захватило Кабул, установив свой контроль над большей частью территории Афганистана. Буквально то же самое произошло и в 2021 году. Причем и четверть века назад, и в 2021 году события в Афганистане очень сильно отразились на его северном соседе.
Сейчас Афганистан видится для Таджикистана едва ли не главным источником угрозы. Она, по мнению Душанбе, исходит и от самих талибов, и от других террористических группировок, которые продолжают действовать в стране: «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе запрещены в РФ).
«Вы знаете, что мы все делаем для того, чтобы ситуация в этой стране нормализовалась,— сказал своему таджикскому коллеге Владимир Путин.— Пытаемся выстраивать отношения с теми политическими силами, которые контролируют ситуацию, но исходим из того, что все этнические группы, представленные в Афганистане, как это и звучало раньше, должны принимать полноценное участие в управлении страной. В этом ключе мы и будем продолжать работать. У нас контакты есть со всеми политическими силами в этой стране. Недавно была представительная делегация Афганистана в Петербурге на Петербургском международном экономическом форуме».
По мнению эксперта клуба «Валдай», директора Центра по изучению Центральной Азии и Китая в Таджикистане Худоберди Холикназара, в этом и заключается общая позиция Москвы и Душанбе по Афганистану. «Россия и Таджикистан ратуют за то, чтобы в Афганистане было создано инклюзивное правительство, уважающее интересы и права представителей всех наций и народностей, а также политических сил»,— сказал он “Ъ”.
В свою очередь, Аркадий Дубнов обратил внимание на то, что в реальности Москва главным образом контактирует с одной политической силой — талибами, а вот примеров взаимодействия с их оппонентами, по крайней мере публичного, не было. «У Душанбе, в свою очередь, контакты с афганской антиталибской оппозицией очень сильны,— сказал “Ъ” господин Дубнов.— И можно предположить, что во время визита Путина в Душанбе его либо могли познакомить с кем-то из представителей этой оппозиции, либо просто передали их позицию. Во всяком случае, сами оппозиционеры намекали в своих каналах, что с Путиным в Душанбе может встретиться лидер афганского сопротивления Ахмад Масуд-младший. Полностью исключать такую возможность я бы не стал».