1 июля 2002 года на юге Германии столкнулись пассажирский Ту-154 и грузовой Boeing 757 компании DHL. Катастрофа унесла жизни 71 человека. В числе погибших были члены семьи российского архитектора Виталия Калоева, который не смог смириться с потерей близких. История трагедии — в фотогалерее «Ъ».
Вечером 1 июля Ту-154 «Башкирских авиалиний» вылетел из Москвы в Барселону (Испания). Позже из Бергамо (Италия) в Брюссель вылетел Boeing-757. Их траектории пересеклись в небе над Боденским озером близ немецкого города Юберлинген
На фото: карта с маршрутами воздушного движения над Боденским озером
Фото: Andreas Meier AEM / MR / / Reuters
Передвижения воздушных судов контролировали диспетчеры швейцарской компании Skyguide. В ту ночь дежурили двое операторов центра в Цюрихе, однако незадолго до трагедии один из них ушел на перерыв. Одновременно за двумя пультами работал диспетчер Петер Нильсен (на фото)
Фото: Семейный архив Петера Нильсона
В небе над Германией пилоты российского лайнера начали снижаться по указанию Нильсена. Экипажи обоих бортов услышали предупреждение об опасном сближении. Автоматика дала команду пассажирскому самолету немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Пилоты Ту-154 продолжили выполнять предписания диспетчера, а экипаж Boeing — команды системы
Фото: Reuters
В 21:35 на высоте более 10 километров Boeing врезался в фюзеляж Ту-154 почти под прямым углом. Пассажирский самолет развалился в небе на четыре части. Грузовой борт потерял управление. Они упали в семи километрах друг от друга
Фото: Winfried Rothermel / AP
Аппаратура связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении диспетчерского центра были отключены из-за профилактических работ. Это привело к роковой ошибке оператора. Как позже выявило немецкое бюро расследований, Петер Нильсен слишком поздно заметил опасное сближение Ту-154 и Boeing
На фото: медики оказывают помощь родственнику погибшего, прибывшего на место крушения
Фото: Adlan Khasanov CVI / CLH / / Reuters
На борту Ту-154 находились 69 человек, в том числе 52 ребенка. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. Погибли все пассажиры
Фото: Nail Akmeev, Pool / AP
В авиакатастрофе потерял семью российский архитектор Виталий Калоев. Погибли его жена Светлана и их дети — 11-летний Константин и 4-летняя Диана. Все они летели к главе семьи в Испанию, где Калоев проектировал здания
Фото: Reuters TV CRB / Reuters
Виталий Калоев (на фото) вспоминал: «Утром был уже на месте катастрофы. Долетел самолетом до Цюриха, оттуда на такси примерно сто километров до места трагедии. И то, что я там увидел, это вообще... Эти разбросанные тела детей... В поле и по дороге, и на перекрестках... Километров на десять все раскидано. Видимо, как самолет падал... Я должен был увидеть своих детей, настоял, чтобы мне их показали»
Фото: Tobias Schwarz / Reuters
Изначально руководство компании Skyguide обвинило в авиакатастрофе российских летчиков, которые якобы не знали английского языка, затем немецких авиадиспетчеров. Однако немецкое федеральное бюро BFU, занимающееся расследованием, возложило вину на Skyguide
На фото: минута молчания в Бундестаге в память о погибших
Фото: Alexandra Winkler AX / JOH / CLH / / Reuters
Большинство родственников погибших получили компенсации (от $100 тыс. до $300 тыс.). При этом Skyguide отказывалась приносить извинения за катастрофу, опасаясь, что это будет расценено как признание вины
Фото: Nail Akmeev, Pool / AP
В 2003 году Виталий Калоев приехал в компанию Skyguide. По словам ее сотрудников, во время траурной церемонии, посвященной годовщине авиакатастрофы, «один из родственников — мужчина с черной бородой» — вел себя очень «возбужденно» и напугал главу компании Алана Росье (на фото в центре). После чего мужчина якобы приехал в офис Skyguide, где несколько раз спрашивал: «Виноват ли в случившемся диспетчер?»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Кузнецов
Виталий Калоев не был заинтересован в компенсации, ему были необходимы результаты расследования: «Имя диспетчера Петера Нильсена, который был виноват в этой трагедии, я узнал, когда в Германию приехали представители авиакомпании "Башкирские авиалинии". Кто-то из них мне сказал его имя». Узнав адрес Петера Нильсена через детективное агентство, Калоев прилетел в Цюрих. 24 февраля 2004 года он пришел в дом к диспетчеру
Фото: Коммерсантъ / Сергей Кузнецов
«Я постучал. Нильсен вышел… Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался... Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и сказал: "Посмотри!" Он как хлопнул меня по руке — снимки полетели. И там понеслось».
Калоев нанес Нильсену более 10 ножевых ранений ножом, отчего тот скончался на месте
На фото: брат Калоева Юрий показывает фотографии с места крушения журналистам перед зданием суда в Цюрихе
Фото: Keystone, Walter Bieri / AP
На процессе по делу Калоева были рассмотрены две следственные версии: прокурор настаивал на умышленном убийстве, адвокат же указывал на состояние аффекта подозреваемого. В 2005 году Верховный суд Цюриха приговорил его к восьми годам тюрьмы строгого режима, признав виновным в умышленном убийстве
Фото: Коммерсантъ / Сергей Кузнецов
На одном из заседаний суда Виталий Калоев говорил: «Для меня самое важное — чтобы передо мной извинились. Попросили прощения — и все». В последнем слове на суде Калоев извинился перед семьей убитого диспетчера: «Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсена. Мне это очень тяжело, но я делаю это. Я все равно морально выше Skyguide и Нильсена»
Фото: Adlan Khasanov AS / ACM / Reuters
Судебный процесс по обвинениям в адрес восьми сотрудников компании Skyguide начался лишь в 2006 году. В 2007 году трое были приговорены к 12 месяцам лишения свободы, один — к выплате штрафа в размере €8,2 тыс., остальные были оправданы
На фото: Виталий Калоев на могиле своей жены и детей во Владикавказе
Фото: Musa Sadulayev / AP
В июне 2007 года суд смягчил свой приговор Калоеву, снизив срок заключения до пяти лет и трех месяцев тюрьмы. В том же году мужчина получил условно-досрочное освобождение и вернулся на родину
На фото: встреча Калоева после прилета в аэропорту «Домодедово»
Фото: Коммерсантъ / Валерий Мельников
«Что я почувствовал, когда вышел на свободу? Я ничего не почувствовал. Честно говорю. Я себя заставил вообще не думать об этом. Потому что, если бы я думал, на что-то надеялся, а потом — раз, и не сложилось... Тогда бы мне было намного тяжелее перестроиться обратно»
Фото: Коммерсантъ / Заур Фарниев
В 2003 году в немецком Юберлингене открылся мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером — «Разорванная жемчужная нить». Монумент представляет собой разорванное ожерелье из жемчуга. По замыслу автора, эта композиция символизирует прерванную человеческую жизнь
Фото: Wikipedia
Мемориал связан и с судьбой Виталия Калоева. Позже он вспоминал: «Мне показали место, где мой мальчик упал, я оттуда набрал землю. Где девочка упала, тоже табличка стояла, я подошел и руки на то место положил, какие-то бугорки под пальцами почувствовал. Начал ощупывать, думаю, что же это такое? Трава высокая была, раздвинул и бусинку достал. Потом вторую, потом третью. Это дочкины бусы были... Вот как она упала, они разорвались на шее, и рассыпались там»
Фото: Wikipedia
Про авиакатастрофу и историю Виталия Калоева были сняты несколько документальных и художественных фильмов, в том числе американский триллер «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли и российский «Непрощенный», в котором Калоева сыграл Дмитрий Нагиев (на фото кадр из фильма)
Фото: Кинокомпания Большое Кино
В 2008 году Виталий Калоев был назначен замминистра строительства и архитектуры Северной Осетии, в 2019 году прошел по партийным спискам в городское собрание Владикавказа от «Единой России». Женат вторым браком, в декабре 2018 года у него родилась двойня — мальчик и девочка
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости