Региональный климат
Как составители рейтингов оценивают поддержку производителей на местах
Промышленный спад из-за масштабных антироссийских санкций и планы федеральных властей по созданию в РФ прорывных технологий потребовали нового уровня вовлеченности региональных команд в развитие отечественной индустрии. Центр предоставил как возможные меры поддержки промышленности, так и механизмы оценки их эффективности в субъектах РФ. По сути, регионам предлагается по образцу настраивать сложившиеся на местах практики. Одним из ориентиров, в частности, служит представленный на «Иннопроме» ежегодный рейтинг Минпромторга об эффективности работы региональных госорганов в сфере промышленности.
На открывшейся в Екатеринбурге международной промышленной выставке «Иннопром» Минпромторг представил ежегодный рейтинг регионов по эффективности промышленной политики. Лидером промышленного рейтинга уже второй раз названа Башкирия. Также в пятерку наиболее эффективных регионов по промышленной политике вошли Москва и Подмосковье, Челябинская область и Санкт-Петербург. В прошлом году пятерка заметно отличалась: тогда второе и третье места заняли Калужская и Тульская области, четвертое место разделили Краснодарский край, Московская и Нижегородская области. На пятом месте оказалась Свердловская область. На шестом месте второй год подряд также остался Татарстан.
Рейтинг эффективности разработан Минпромторгом России для анализа реализации региональной промышленной политики, определения эффективности применяемых инструментов государственной поддержки и определения лучших региональных практик. «Рейтинг эффективности региональных ведомств в сфере промышленности мы проводим уже второй год. Изначально запустили его как пилотный проект, но, оценив эффективность ведения такой оценки, приняли решение сделать его ежегодным. Рейтинг регионов не является соревнованием. Наоборот, он помогает обмениваться опытом, находить новые кооперационные связи, налаживать сотрудничество между субъектами»,— отметил глава Минпромторга Денис Мантуров. Так, на прошлой неделе ведомство завершило «Федеральную практику» для недавно назначенных министров промышленности — они могут перенять опыт коллег, адаптировать под свой регион лучшие практики. По словам господина Мантурова, с помощью рейтинга Минпромторг стимулирует регионы развивать промышленный потенциал.
Рейтинг состоит из 53 показателей по 5 направлениям: экономическое развитие региона, взаимодействие региона с Минпромторгом и Фондом развития промышленности, нормативно-правовая база, региональные меры господдержки и институты развития, деловая активность региона, молодежная политика и промышленный туризм, цифровая трансформация региона. Рейтинг эффективности региональных ведомств в сфере промышленности запущен Минпромторгом в прошлом году. Он выступает инструментом для развития региональной промышленной политики. «Проведение такой оценки работы региональных министерств позволит субъектам определить для себя точки роста и активнее использовать меры государственной поддержки, чтобы не только сохранить текущий уровень промышленного потенциала, но и намечать перспективные направления для развития»,— отмечают в пресс-службе ведомства.
Инфраструктура для инвесторов
В целом за последние пять лет удовлетворенность инвесторов объектами инвестиционной инфраструктуры для бизнеса (технопарки, особые экономические зоны и т. д.) выросла, свидетельствуют данные национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2022 году, подготовленного Агентством стратегических инициатив (АСИ). Так, оценка объектов инфраструктуры повысилась с 3,99 балла из 5 в 2021 году до 4,06 в 2022-м (3,92 балла в 2017 году). «Важность этого элемента делового климата подтверждается и другими нашими исследованиями: положительная динамика инвестиций во многих регионах совпадала с созданием на их территории особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития»,— отмечают в агентстве.
Рейтинг состояния инвестклимата АСИ за годы работы позволил регионам подтянуть условия работы инвесторов в разных субъектах РФ до приемлемого уровня и внедрения единых инвестиционных стандартов. Доказательством тому является концентрация регионов в начале рейтинга за счет оптимизации процедур, снижения административной нагрузки и обмена лучшими практиками по работе с инвесторами. В АСИ указывают, что к 2022 году в регионах создана стандартизированная система институтов привлечения и сопровождения инвестиций. «Это значит, что вне зависимости от региона предприниматели знают, куда и как обратиться за поддержкой. Выросли оценки деятельности регионального совета по улучшению инвестклимата и организации по привлечению инвестиций, а также каналов прямой связи инвесторов с руководством субъекта»,— добавляют там. Закономерным развитием системы ранжирования стало выстраивание правительством механизмов по созданию и внедрению инвестиционных стандартов в регионах.
Оценка за высокие технологии
Поскольку новая политика импортозамещения в концепции государства будет сконцентрирована на создании высокотехнологичной продукции, система региональной поддержки в ближайшие годы также должна сосредоточиться на выращивании стартапов и помощи высокотехнологичным компаниям. Представление об инновационном развитии регионов, в частности, формирует Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) в рамках рейтинга SMART. Рейтинг рассчитывается по пяти направлениям: научное лидерство региона, его медиаактивность, антикризисная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), инновационная политика (кадровая обеспеченность региона для развития цифровой экономики и экосистема поддержки стартапов), устойчивое развитие региона.
Итоговый индекс региона ассоциация соотносит со среднероссийским уровнем и выделяет четыре группы регионов по общему уровню эффективности продвижения по SMART-траекториям развития и управления: группа лидеров (значение индекса превышает 100% от среднего по стране уровня), группа относительно высокого уровня (от 85% до 100%), группа среднего уровня (значение индекса находится в пределах от 70% до 85% включительно) и группа относительного слабого уровня (ниже 70% от среднего по стране уровня).
Лидерами итогового рейтинга по итогам 2021 года стали девять регионов: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Томская и Нижегородская области, Красноярский край, а также Новосибирская, Самарская и Тюменская области. В АИРР указывают, что Татарстан входит в регионы-лидеры по всем основным направлениям мониторинга, включая научное лидерство, медиаактивность, антикризисную политику, устойчивое развитие, кадровое обеспечение цифровой экономики и экосистему поддержки инноваций в регионе. Практически не уступает Татарстану по итоговому показателю Томская область, однако бесспорным лидером она является только в областях научно-технологической политики, значительно опережая другие регионы в публикационной и изобретательской активности, подготовке наиболее квалифицированных кадров и поддержке высокотехнологичных стартапов и инновационной инфраструктуры для МСП. Сбалансированной выглядит траектория развития Нижегородской области: значения всех субиндексов для региона оказываются выше среднероссийского уровня, за исключением научного лидерства.
Среди регионов-лидеров Красноярский край, также имея сбалансированную структуру, значительно опережает другие регионы по уровню антикризисной поддержки МСП с точки зрения как охвата, так и объема выделенных средств на прямую (включая инновационную) финансовую поддержку. Направления для дальнейшего развития региона и перехода к цифровой экономике включают достижение научного лидерства и кадровую политику. Новосибирская область, будучи лидером практически по всем ключевым направлениям, уступает другим субъектам РФ по антикризисной поддержке малого и среднего бизнеса, но имеет перспективы в кадровом обеспечении региона востребованными в перспективе специалистами. С некоторым отрывом от нее идут Самарская и Тюменская области — их наиболее сильными сторонами выступают антикризисная финансовая поддержка МСП и поддержка высокотехнологичных стартапов.
В группу относительно высокого уровня вошли 22 региона, в том числе Пермский край, Ростовская область, Башкирия, Воронежская, Калужская, Иркутская, Свердловская, Тамбовская, Волгоградская области, Мордовия, Приморский край, Удмуртия и Новгородская область. Как отмечают в ассоциации, Калужская область и Мордовия стали лидерами по антикризисной поддержке бизнеса и экосистеме поддержки инноваций, тогда как Иркутская область сильна в антикризисной политике и устойчивом развитии, а Новгородская область — в поддержке создания высокотехнологичных стартапов.
Наиболее многочисленной стала группа середняков (38 регионов), в том числе Алтайский край, Липецкая и Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия). Если Алтайский край и Липецкая область лидируют по антикризисной политике, то Ульяновская область, напротив, проседает в нем, при этом входит в лидеры по изобретательской активности, выпуску STEAM-кадров, числу поддержанных стартапов. Ханты-Мансийский автономный округ и Якутия отличились в поддержке социальных инициатив и инициатив в области экологии и здравоохранения. В группу отстающих попали 16 субъектов РФ — в основном это северные регионы, слаборазвитые регионы Сибири и регионы Северного Кавказа. Так, аутсайдерами стали Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область, Тува, Калмыкия, Кабардино-Балкария и другие.
В общей сложности эксперты АИРР анализируют 14 показателей развития. К ним относятся: число патентных заявок на изобретения и полезные модели, медиаактивность в области инвестиций и инноваций, затраты регионального бюджета на поддержку МСП, охват МСП господдержкой, поддержка социальных инициатив и инициатив в области экологии и здравоохранения, доля выпускников STEAM-направлений подготовки, востребованность таких кадров, число поддержанных в регионе стартапов и объемы финансовой помощи стартап-активности и инфраструктуры для МСП. Вклад показателей в итоговый индекс различается: наибольший вес приходится на антикризисную поддержку и развитие МСП, экосистему поддержки стартап-активности в инновационной сфере в регионе.
Лидерами по антикризисной поддержке стал малочисленный Ненецкий автономный округ — вероятно, результат обеспечил высокий охват бизнеса мерами поддержки (по данным ФНС, всего в нем насчитывается 1,7 тыс. субъектов МСП). Далее следуют Вологодская область и Ямало-Ненецкий автономный округ (17,7 тыс. и 48,5 тыс. субъектов МСП). Традиционные лидеры таких рейтингов — Москва (819,8 тыс.), Санкт-Петербург (363,8 тыс.) и Татарстан (166,8 тыс.) — расположились на 58-м, 70-м и 21-м местах рейтинга соответственно. По поддержке инноваций лидируют Томская область, Москва и Мордовия.
Далее следуют показатели научного лидерства и кадровой обеспеченности региона — по этим направлениям в топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург, Томская область. На третьем месте по вкладу учтены показатели устойчивости, в тройку вошли Московская область, Москва и Нижегородская область. В АИРР отмечают, что рейтинг регионов в условиях нестабильной экономической ситуации в оперативном режиме дает представление губернаторам о сравнительном продвижении их регионов по ключевым траекториям эффективного управления и развития территорий, что помогает уточнять комплекс антикризисных мер и корректировать управленческие решения.