Промышленность в переходной фазе
На «Иннопроме» обсудят адаптацию бизнеса к новым условиям работы
В Екатеринбурге вновь открывается ежегодная выставка «Иннопром» — самая крупная российская площадка для промышленных компаний. Участникам форума предстоит обсудить актуальные проблемы, с которыми столкнулись производители. В первую очередь это разрыв цепочек поставок и необходимость замещения иностранных поставщиков, ушедших с рынка. Альтернативой для бизнеса может стать сотрудничество с ближайшими соседями, в частности с Казахстаном, который в текущем году стал партнером выставки.
Главной темой промышленной выставки «Иннопром», которая пройдет с 4 по 7 июля в Екатеринбурге, станет «Промышленный переход: от вызовов к новым возможностям». Участникам форума предлагается обсудить ключевые вызовы, с которыми столкнулись российские производители весной.
Повестка, однако, не ограничивается национальной проблематикой: всего на площадке конференции ожидается участие представителей бизнеса из 30 стран, а страной-партнером в текущем году стал Казахстан (практика привлечения страны-партнера поддерживается с 2015 года, в прошлом году в таком качестве выступила Италия, ранее партнерами становились Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Турция).
В рамках форума пройдут и двусторонние переговоры с участием премьер-министра РФ Михаила Мишустина и премьер-министра Казахстана Алихана Смаилова. К обсуждению заявлен широкий круг вопросов взаимодействия двух стран, в том числе в энергетике и развитии транспортной инфраструктуры. «Товарооборот между нашими странами в прошлом году увеличился на 30%. И уже сейчас российские инвесторы, работающие в Казахстане, участвуют в проектах объемом около $36 млрд. При этом можно выделить отличные перспективы для сотрудничества в таких отраслях, как транспортное машиностроение, атомная энергетика, химия, металлургия, горнодобывающая промышленность, информационные технологии»,— отмечал ранее глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Главы правительств также выступят в рамках главной стратегической сессии «Промышленный переход: опыт лидеров», участниками которой станут представители российского, казахстанского и турецкого бизнеса. Предполагается, что на сессии будут обсуждаться новые возможности и форматы сотрудничества России с Казахстаном, Турцией, Арменией и Ираном, странами Ближнего Востока и Африки.
В выставочной же зоне «Иннопрома» представлены отечественные и совместные разработки в области автоматизации производства, новой мобильности, современных материалов. Так, на стенде группы «Синара» состоится презентация опытного образца низкопольного городского автобуса «Синара 6253» с электрическим двигателем — он обладает самой большой вместимостью в своем классе. В формате национальных стендов на выставке также представлены компании из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. Впервые на «Иннопроме» появился и стенд Армении. Доля промышленного производства в общем ВВП страны уже составляет 20,4%. «Армянская промышленность сегодня активно развивается после долгих лет простоя: с одной стороны, многое утрачено, но появляется много нового. Через архитектурное решение мы решили показать связь между настоящим и нашим промышленным наследием, которое имеет огромный потенциал»,— пояснили в Минэкономики страны.
В рамках выставки пройдет и Форум производителей компонентов, участники которого обсудят возможности по замещению импортных компонентов в условиях ограниченных поставок. Спикерами форума станут представители Минпромторга РФ, деловых объединений (РСПП, «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата РФ), а также директора по закупкам и импортозамещению таких компаний, как «Россети», «Газпром нефть», «Интер РАО», АвтоВАЗ, «Металлоинвест», «Северсталь», «Тяжмаш», СИБУР, УЗГА МиГ. Представители компаний-поставщиков, в свою очередь, смогут пообщаться с потенциальными заказчиками в формате speed-dating (быстрых встреч). Длительность каждой встречи составит 20 минут, за это время производители смогут презентовать свою продукцию и узнать о потребностях предприятий. Кроме того, российские компании смогут проконсультироваться с торговыми представителями РФ в 55 странах и получить поддержку в продвижении экспорта, поиске потенциальных партнеров и иностранных поставщиков.
Альтернативные поставки
Сразу несколько сессий в рамках деловой программы будет посвящено теме новой мобильности: запланировано обсуждение трансформации транспортной отрасли, производство автономного и «зеленого» транспорта. В рамках трека будет обсуждаться и будущее российского автопрома, столкнувшегося с ограничениями поставок и резким падением объема продаж: в мае АвтоВАЗ реализовал на российском рынке 6012 автомобилей Lada — это на 84% меньше, чем годом ранее. После возобновления производства 8 июня было выпущено 7 тыс. автомобилей в упрощенной комплектации.
Еще одним направлением в рамках трека станет обсуждение будущего робототехники и автоматизации производств — только современные решения могут обеспечить продуктивность и конкурентоспособность промышленных предприятий, но уровень проникновения технологий значительно разнится в зависимости от отрасли. Участники форума оценят возможности роботизации в машиностроении, энергетике, сельском хозяйстве и пищевых производствах, а также в медицине.
Спикеры обсудят и одну из наиболее проблемных сфер — логистику и цепочки поставок, а также перспективы формирования новых транспортных коридоров и поиск альтернативных поставщиков и партнеров. В рамках сессии для участников внешнеэкономической деятельности также планируется обсуждение новых механизмов господдержки экспортеров и импортеров и возможностей по проведению взаиморасчетов в зарубежных контрагентов: ограничения в финансовой сфере зачастую оказываются не менее значимыми, чем в логистике.
Новые технологии и переход к «Индустрии 4.0» будут обсуждаться в рамках трека «цифровое производство», но, в отличие от предыдущих лет, в фокусе окажется не внедрение самых прорывных технологий, а импортозамещение зарубежных технических решений, которые в значительной части стали недоступны российским компаниям, без остановки производств, а также эффективное обслуживание установленного парка зарубежного оборудования при ограничениях на ввоз комплектующих.
Промышленный инвестклимат
В рамках межотраслевого трека участники обсудят создание благоприятного инвестиционного климата, новые механизмы поддержки (подробнее см. материал «Импортозамещение 2.0»), стратегии инвестиционного роста регионов, в том числе возможности применения офсетных контрактов в госзаказе, и внедрение отечественных ИТ-решений на промышленных предприятиях. А представители крупных российских компаний в рамках сессии-брейнсторма обсудят новые промышленные стратегии, оценят текущее состояние импортозамещения и возможности локализации производств, а также перспективы выхода на рынки сопредельных стран.
Отдельной темой для панельных дискуссий станет и роль инфраструктуры индустриальных парков и особых экономических зон в промышленном переходе. По данным Ассоциации индустриальных парков России, на территории индустриальных парков и ОЭЗ уже размещено более 3,5 тыс. компаний-резидентов. Доля компаний с иностранным капиталом в общем объеме инвестиций на этих площадках оценивается в 55%, но в среднесрочной перспективе ожидается приток инвестиций преимущественно от российских инвесторов — именно особые зоны и территории могут стать «точками сборки» выпадающих производственных цепочек, что повышает их привлекательность в условиях нехватки необходимых сырья и комплектующих.
В сессии примут участие представители семи российских регионов, а также глава департамента свободных экономических зон Министерства торговли Турции Айдин Сентурк. В рамках параллельной дискуссии состоится и обсуждение будущего промышленных кластеров, для которых правительство готовит новый режим работы, предусматривающий в том числе льготное финансирование, налоговые льготы, упрощенное администрирование и механизмы формирования спроса на продукцию.
Новые партнерства
Еще несколько сессий пройдет в формате страновых диалогов. В частности, на «Иннопроме» состоится форум «Россия—Казахстан», на котором будут обсуждаться особенности регистрации юридических лиц в Казахстане, формирование новых логистических маршрутов и трансформация существующих цепочек поставок, перестройка логистических путей из Европы в Азию и обратно, расширение возможностей Транскаспийского транспортного маршрута, нюансы перевозок всеми видами транспорта, а также вопросы параллельного импорта в Россию и регистрации торговой марки. В российском деловом сообществе надеются, что кооперация с соседними странами позволит смягчить эффект от введенных ограничений.
Кроме того, в рамках выставки пройдет открытое заседание российско-эмиратского делового совета (планируется обсуждение транспортно-логистического хаба и промышленной инфраструктуры), бизнес-диалог Россия—Турция и форум Россия—Армения—Иран. Предполагается, что в трехстороннем формате страны смогут развивать промышленную кооперацию и связи в энергетике, туризме и ИТ. Участники обсудят и перспективы подписания полноформатного соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном (действующее соглашение охватывает ограниченный перечень продукции).
Наконец, еще одним важным направлением станет обсуждение текущей ситуации и перспектив увеличения производства в фармацевтике — отрасли с одной из наиболее высоких долей импорта. В сессии примут участие представители Минпромторга и ведущих российских компаний-производителей, которые оценят эффективность реализации мер господдержки для развития отечественных инновационных продуктов, внутренней сырьевой базы и комплектующих.