Депутатский подарок изъяли без приказа

Поставщики медтехники в больницу Владимира заявили о своей невиновности

Во Владимире завершились судебные прения по уголовному делу о поставке просроченных аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в ковид-госпиталь в 2020 году. Подсудимые — бенефициар и коммерческий директор ООО «НПФ "Костромская медтехника"» Андрей Герасимов и Оксана Рыжова — не признали своей вины, а защита попросила их оправдания. Адвокаты настаивают на том, что формально медтехника не изъята из оборота до сих пор, поскольку Росздравнадзор не выносил соответствующий приказ.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В прениях в Ленинском районном суде Владимира гособвинение попросило приговорить бенефициара и коммерческого директора ООО «НПФ "Костромская медтехника"» Андрея Герасимова и Оксану Рыжову к восьми и семи годам колонии соответственно и к штрафам в размере 2 млн руб. и 1 млн руб. соответственно. По версии следствия, подсудимые умышленно ввели в заблуждение представителей коммерческих организаций Владимира при поставке 97 аппаратов ИВЛ. В результате в конце марта 2020 года владимирская фирма приобрела у костромичей наркозно-дыхательные аппараты ФАЗА-5 НР, а 7 апреля медоборудование было передано в больницу. Техника приобреталась на средства депутата Госдумы Григория Аникеева через его благотворительный фонд «Милосердие и порядок».

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Почти год подсудимые находились под стражей, в настоящее время они содержатся под домашним арестом. Приговор по уголовному делу будет вынесен 6 июля.

Защита в прениях утверждала, что Андрей Герасимов и Оксана Рыжова не имели информации об изъятии из оборота аппаратов ИВЛ ФАЗА-5 НР, поскольку соответствующий приказ Росздравнадзора не издан до сих пор.

На момент сбыта медтехники в апреле 2020 года ведомственная проверка с рекомендацией о невозможности использовать аппараты ИВЛ еще не была проведена, обращает внимание адвокат Оксаны Рыжовой Сергей Крюков. Отрицательное заключение на использование медтехники было составлено специалистом Константином Ивановым уже после поставки.

«Возникает вопрос, на который нет ответа в обвинительном заключении: каким образом Герасимов мог и должен был предвосхитить позицию Росздравнадзора по аппаратам ФАЗА-5 НР и отрицательное заключение специалиста Иванова, не имея информации об изъятии данных медицинских изделий из оборота, выраженной в виде соответствующего приказа Росздравнадзора, разработал и воплотил совместно с Рыжовой план на совершение преступления и каким способом предполагал данное преступление совершить и в итоге совершил»,— сообщил «Ъ» адвокат Крюков.

Подсудимый Андрей Герасимов в свою очередь заявил в прениях, что обвинение так и не уяснило вопрос, что аппараты ИВЛ «были получены в ходе реализации из медицинских баз резерва». По его мнению, своим утверждением о том, что аппараты ФАЗА-5 НР незарегистрированные и недоброкачественные, прокуратура косвенно обвинила федеральные ведомства, а также производителя.

Кроме того, адвокат Крюков указывает, что гособвинение вменяет подсудимым два преступления: особо крупное мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 4 ст. 159 УК РФ), и незаконный сбыт недоброкачественных и незарегистрированных медицинских изделий в крупном размере (п. «а» ч. 2 ст. 238.1 УК РФ), тогда как действия по ним в обвинительном заключении описаны одни и те же. «Очевидно, что такая квалификация противоречит ст. 50 Конституции РФ ("никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление"), этот принцип получил отражение в ст. 6 УК РФ "Принцип справедливости": "никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление"»,— пояснил защитник.

По его словам, также непонятна ситуация с мошенничеством Оксаны Рыжовой, которая «не являлась сотрудником организации, которая продавала основную часть аппаратов ИВЛ».

«Совершенно неясно, каким образом Рыжова могла вводить в заблуждение покупателей, если она с ними даже не общались»,— отметил Сергей Крюков.

Депутат Госдумы Григорий Аникеев ранее заявлял, что аппараты никогда не были в эксплуатации и находились на консервации. «Подчеркну, что данные аппараты предназначены для использования только в случае чрезвычайной ситуации и могут спасти жизни тысяч людей — наших земляков»,— объяснялся единоросс.

Александр Тихонов, Ярославль

Вся лента