Honor пересмотрел приоритеты
Почему игроки китайского рынка думают о закрытии представительств в России
Компания Honor приостановила официальные поставки в Россию. По данным «Ведомостей», устройства китайского производителя перестали ввозить в страну еще в марте. Сейчас компания ищет партнеров в Армении и Грузии, чтобы отправлять смартфоны через параллельный импорт. При этом публичных заявлений об уходе с российского рынка Honor не делала. В то же время спрос на китайские смартфоны в стране растет: по подсчетам аналитиков МТС, доля продаж таких устройств с апреля по июнь может составить рекордные 70% от общего объема рынка. В прошлом году этот показатель был на уровне 50%.
Несмотря на растущие показатели, ключевые игроки китайского рынка электроники могут в ближайшее время закрыть представительства в Москве и сконцентрироваться на поставках через третьи страны, предполагает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков:
«На словах они показывают как минимум нейтральность, по факту китайские компании поголовно крайне опасаются вторичных санкций, понимают, что риск не стоит потенциальной выгоды. Объемы продаж в России составляют от 2% до 5% от общего числа, поэтому, конечно, азиатские ритейлеры выходят как с потребительского, так и с промышленного рынка.
Я думаю, что, к сожалению, в горизонте ближайших нескольких месяцев мы потеряем официальные представительства как Huawei, так и Honor в России, то же самое, скорее всего, случится и с корейскими поставщиками. В результате получим поток "серого" и "черного" импорта из-за рубежа. Он уже, на самом деле, идет. С этой техники не платится никаких налогов, что бьет по официальной рознице, по тем ритейлерам, которые это делают».
В прошлом году в России было продано 30 млн смартфонов, подсчитали аналитики «М.Видео—Эльдорадо». Объем рынка достиг 730 млрд руб., что на треть больше показателей 2020-го. Вероятно, помимо Honor, ввозить устройства через страны СНГ начнут и другие производители. Но основных решений стоит ждать не раньше августа, говорит блогер Wylsacom Валентин Петухов:
«Ситуация с китайскими компаниями достаточно неоднозначная, потому что многие из них не заявляли официально, что они приостанавливают работу или каким-либо образом уходят из России. При этом по факту несколько месяцев их деятельность была заморожена. Соответственно, сейчас ситуация с тем, как они вообще будут здесь в дальнейшем работать, начала проясняться.
Менеджмент Huawei также сейчас находится в России в подвешенном состоянии: несмотря на то что у них выходят новые продукты, они перестали прилагать большие маркетинговые усилия, закрывают некоторые партнерские магазины.
Думаю, что сейчас все будут действовать как партизаны, устройства на наш рынок будут попадать все-таки не в тех объемах.
Лето — всегда достаточно тихий период для технологических компаний, и вся активность начнется ближе к осени. И Apple, и Samsung представляют новые модели обычно в конце августа-начале осени. Поэтому, скорее всего, все компании заняты нахождением путей поставок своих устройств на наш рынок так, чтобы никого не обидеть, никому не перейти дорогу. И, в общем-то, весь актив и все самое интересное начнется ближе к концу августа».
По данным аналитиков МТС, весной лидером по продажам смартфонов в денежном выражении стала корпорация Apple. На втором месте — Xiaomi. Третье на российском рынке — у Samsung.