По воздуху, воде и земле

Эксперты предлагают альтернативные способы решения проблемы перегруженности автотрасс Кубани

Транспортно-логистический комплекс Краснодара имеет первостепенное значение для экономики региона и страны. Но темпы его развития не соответствуют современным вызовам. Чтобы эффективно встраиваться в глобальную систему экономических отношений, необходимо расширять морскую портовую и аэропортовую инфраструктуру, модернизировать автотрассы, разветвлять сеть альтернативных дорог. Эксперты говорят о необходимости возрождения мелководных портов и малой авиации.

В июне на площадке ИД «Коммерсантъ Кубань-Черноморье» состоялся круглый стол на тему: «Развитие транспортной сети Краснодарского края. Логистические особенности региона». Модератором мероприятия выступил профессор, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди.

Открывая мероприятие, он рассказал о роли транспортно-логистического комплекса региона для развития экономики Кубани и РФ. В крае реализуется стратегия развития отрасли, рассчитанная до 2035 года. Она призвана обеспечить транспортно-логистическому комплексу конкурентоспособность на мировом рынке.

Модератором круглого стола выступил профессор, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди

Фото: Игорь Чураков

«Краснодарский край — это тот регион, который однозначно будет встроен в новую сеть международного трафика, глобальную систему экономических отношений. В зависимости от того, какие проекты, решения и ресурсы будут найдены для того, чтобы осуществить глобальную интеграцию, зависит процветание и нашего региона, и страны в целом. Независимо от того, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: западном или восточном,— нашему региону суждено быть флагманом, центральным элементом национальной транспортно-логистической системы. Его ведущие позиции будут только возрастать»,— сказал эксперт.

Александр Полиди проанализировал, какую долю в структуре экономики региона занимает транспортно-логистический комплекс. «Кубань принято считать житницей России. Но на АПК и переработку в структуре валового регионального продукта приходится около 15%. Тогда как на вид деятельности "транспорт и хранение" приходится более 18%»,— сообщил он.

Транспортный комплекс Краснодарского края включает:

Девять морских портов с грузооборотом около 180 млн тонн в год. Порты региона обеспечивают переработку около 30% внешнеторговых грузов России, перевозимых морским флотом.

2,2 тыс. км железных дорог с грузооборотом свыше 33 млрд тонно-километров и пассажирооборотом более 5 млрд пассажиро-километров.

Международные аэропорты федерального значения Краснодар, Сочи, Анапа, региональный аэропорт Геленджик. Общий объем перевозок воздушным транспортом через аэропорты края — более 7,7 млн пассажиров в год.

Более 29 тыс. автобусов, которыми перевозится свыше 419 млн пассажиров в год.

Более 225 тыс. грузовых автомобилей, грузооборот которых — более 3,6 млрд тонно-километров в год.

Краснодарский край занимает лидирующее место в России по плотности, количеству и качеству автомобильных дорог, общая протяженность которых достигает около 45 тыс. километров.

Облететь автопробки

Председатель комитета ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Чепель отметил, что существующая пропускная способность автомобильных трасс региона не удовлетворяет растущим объемам грузоперевозок. Автодороги края проложены без учета возможности перевозки негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов.

«Перед органами власти Кубани стоят две основные стратегические задачи: приведение существующей сети автодорог на территории Краснодарского края в нормативное состояние и исполнение поручения президента РФ по удвоению объемов строительства и реконструкции»,— сказал Владимир Чепель. Он уточнил, что в 2022 году общий объем средств краевого Дорожного фонда составляет 41,9 млрд руб., что на 1,95 млрд руб. больше, чем в прошлом году.

Председатель комитета ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Чепель предлагает восстановить инфраструктуру малой авиации

Фото: Игорь Чураков

Парламентарий сообщил, что ЗСК совместно с краевым минтрансом прорабатывает вопрос о разработке госпрограммы по развитию железнодорожного транспорта пригородного сообщения на территории Краснодарского края. «В связи с быстрым развитием портов Азово-Черноморского бассейна, транзитным движением на Крым значение железнодорожного транспорта возрастает. Необходимы новые маршруты курсирования скоростных электропоездов, в том числе повышенной комфортности, доступных для маломобильных граждан. Сегодня рассматривается возможность железнодорожного сообщения по маршрутам: Анапа — Темрюк, Приморско-Ахтарск — Тимашевск, Курганинск — Мостовской»,— проанализировал спикер.

Владимир Чепель отметил, что важную роль в развитии транспортной инфраструктуры региона и решении застарелой проблемы автомобильных пробок может сыграть развитие малой авиации. По его словам, в крае сохранилась вся необходимая инфраструктура для полетов воздушных судов малой вместимости, ее нужно привести в соответствие современным требованиям, привлечь бизнес для развития малой авиации. Сегодня изучаются перспективы использования летательных аппаратов для нужд сельского хозяйства.

Пустить грузы по воде

Профессор кафедры организации перевозок и дорожного движения КубГТУ Евгений Лебедев представил предпроектное предложение по изменению транспортной схемы и технологии доставки зерна в Новороссийск. Разработчики предлагают снизить плотность грузовых транспортных потоков на автодорогах края за счет смены места передачи массовых грузов от наземных видов транспорта на водный, развития портовой транспортно-коммуникационной инфраструктуры мелководных портов и фидерных технологий грузовых перевозок.

Профессор Лебедев продемонстрировал схему, которая предлагает транспортировать грузы из Ростовской области, Ставропольского края, северных районов Кубани по водному пути из морского порта Азов. «Один сухогруз заменяет 268 автопоездов. Водным транспортом по альтернативному маршруту продолжительность транспортировки составляет 23–25 часов»,— прокомментировал он.

Профессор кафедры организации перевозок и дорожного движения КубГТУ Евгений Лебедев предлагает решить проблему загруженности автодорог возродив мелководные порты

Фото: Игорь Чураков

Транспортная схема с использованием водных путей позволит снизить загазованность Новороссийска. По словам эксперта, сегодня общий объем сжигаемого автопоездами дизельного топлива на территории Краснодарского края при движении по трассе А-146 достигает 125 млн литров в год, что эквивалентно 50 железнодорожным составам. «Плотные транспортные потоки на автотрассах уже значительно ухудшили экологию курортной зоны. И эта ситуация усугубляется»,— акцентировал Евгений Лебедев.

Альтернативный проект разрабатывается по поручению Заксобрания края. Инициатива уже нашла поддержку со стороны ФГУП Росморпорт, Новороссийского зернового терминала.

Альтернативные направления

Президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко рассказал о новых проектах по развитию транспортной доступности порта Новороссийск.

В период с 2016 по 2021 год грузооборот порта увеличился на 6,75% и составил около 140 млн тонн в год. Из них перевозка грузов автомобильным транспортом составила 8,21 тонны в год. По данным стивидорных компаний, в 2021 году грузооборот зерна автомобильным транспортом увеличен в два раза по сравнению с 2019–2020 годами и составил 1806 единиц грузового транспорта в сутки, то есть 75 зерновозов в час. «Исходя из складывающейся ситуации, рост перевалки грузов автомобильным транспортом в ближайшие два года может привести к транспортному коллапсу»,— обозначил проблему Александр Карпенко.

Президент «Союза дорожников Кубани» Александр Карпенко предлагает построить альтернативные подъездные автодороги к Новороссийску

Фото: Игорь Чураков

Для обеспечения комплексного развития Новороссийского транспортного узла разработан проект строительства автомобильной дороги Цемдолина — ул. Портовая. Новая четырехполосная дорога длиной 10,3 км будет иметь четыре полосы движения и пройдет эстакадой от въезда в город до выхода к порту города Новороссийск. Реализация этого проекта обеспечит беспрепятственное движение грузового транспорта до территории порта и транзитного проезда автомобилей в сторону курортных городов.

Другим возможным проектом, который мог бы разгрузить транспортную систему Новороссийска и обеспечить проезд в порт от поселка Верхнебаканский, особенно для грузового транспорта, может стать так называемая «дорога Гуленко». Идея связать терминал в поселке Верхнебаканском с портом родилась в 1995 году у руководителя терминала Александра Гуленко. Строительство дороги в горах началось без проекта и обоснований. У него было много противников: от бизнесменов до экологов. В итоге стройка была остановлена. На сегодняшний день из планировавшихся 23 км «пробито» по Маркотхскому хребту 10 км. «Если бы проект был реализован, двадцать лет город мог бы пользоваться этой дорогой, которая жизненно необходима Новороссийску для грузового транспорта»,— сделал вывод Александр Карпенко.

Далее руководитель Союза дорожников Кубани обратил внимание, что трасса А-146 Краснодар — Верхнебаканский, по которой в порт Новороссийск доставляются грузы и пассажиры, имеет запредельный уровень интенсивности движения и аварийности. По данным ФКУ Упрдор «Черноморье», среднегодовая суточная интенсивность движения составляет более 31 тыс. автомобилей в сутки, что на 71% превышает показатели 2014 года. Решить эту проблему поможет строительство скоростной автомобильной дороги Абинск — Кабардинка. Планируется, что трасса длиной 33,6 км будет проходить через станицу Шапсугскую и Главный Кавказский хребет.

Эти инициативы Союз дорожников Кубани планирует направить заместителю председателя правительства РФ Марату Хуснуллину, курирующему транспортную отрасль, и надеется на положительное решение, особенно в свете реализации поручений президента РФ об утверждении плана дорожного строительства на 2023–2027 годы.

Азия «рулит»

На круглом столе обсудили вопрос о том, что для развития транспортной системы края у перевозчиков должна быть возможность своевременного обновления автопарка. Сегодня предприятия сталкиваются с дефицитом и дороговизной автозапчастей, отсутствием на рынке автомобилей и техники японских, американских, европейских производителей.

По словам руководителя филиала ООО «Интерлизинг» в Краснодаре Алексея Бородинова, транспортные компании переориентируются на азиатских производителей. В 2022 году китайские игроки бьют рекорды на отечественном авторынке. Например, по итогам первого полугодия 2022 года доля китайских грузовиков в общем объеме грузовой техники, профинансированном компанией «Интерлизинг», составила порядка 36%.

Руководитель филиала ООО «Интерлизинг» в Краснодаре Алексей Бородинов констатирует рост популярности автомобилей и техники азиатских производителей

Фото: Игорь Чураков

«Покупатели отмечают, что китайские машины стали надежнее, так как производители применяют более качественные материалы при сборке. По экстерьеру, интерьеру, уровню комфорта они все больше приближаются к японским, американским и европейским аналогам. Кроме того, азиатские производители наращивают свое присутствие на территории РФ. Растет количество дилерских центров, развиваются сервис, рынок запчастей. Мы активно строим партнерские взаимоотношения с азиатскими автопроизводителями, чтобы обеспечить нашим клиентам скидки и преференции. Успехи в этом направлении уже есть»,— рассказал Алексей Бородинов.

По его словам, интерес к лизингу, снизившийся в начале санкций, постепенно восстанавливается. «Интерлизинг» разрабатывает специализированные программы, которые позволяют приобрести легкий коммерческий и грузовой транспорт без авансового платежа на срок до пяти лет с минимальным пакетом документов.

Эксперт назвал новые тренды автолизинга. Это возросший интерес к автомобилям и технике с пробегом. При этом лизинговые компании могут выступать как объективные оценщики такого имущества. Новое звучание приобретает возвратный лизинг, когда клиент выступает одновременно в роли лизингополучателя и продавца. Это не только источник привлечения оборотных средств, но и инструмент рефинансирования, который позволяет получить более интересные условия по договору лизинга.

Также на круглом столе обсудили Стратегию развития транспортной системы Краснодара. Об этапах ее реализации рассказал директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Владимир Архипов. Исполнительный директор Ассоциации «Союз транспортников Кубани» Максим Старыгин поднял вопрос о необходимости увеличения в краевой столице протяженности выделенных полос для общественного транспорта.


Читайте нас в Telegram

Вся лента