Газировка останется на полках
Какие альтернативы Pepsi и Coca-Cola нашли магазины
Российские ритейлеры и рестораторы готовятся к падению продаж газировки. Как считают игроки и аналитики рынка, причиной спада станет исчезновение из меню и с полок магазинов Pepsi и Coca-Cola. По мнению бизнеса, отечественные аналоги напитков поначалу не будут пользоваться популярностью у потребителей, поэтому некоторые временно переключатся на соки и лимонады.
Ранее СМИ сообщали, что в Москве и Санкт-Петербурге заканчиваются складские запасы Coca-Cola, и остатков может хватить лишь до августа. Похожая ситуация и с Pepsi. Более того, с 1 июля компания остановила отгрузку новых партий газировки со своих заводов в стране. Фастфуд-рестораны KFC и Burger King на этом фоне начали заменять иностранные напитки «Черноголовкой». Об альтернативах задумался и основатель сети Zotman Pizza Дмитрий Зотов, и настроен он позитивно.
«Мы будем вынуждены переходить на продукцию иных производителей, которые делают колу, но под другими брендами. Мы уже попробовали российских вслепую, и получился достаточно неплохой результат. Многие наши компании даже проголосовали за него, а не за Pepsi. Если Coca-Cola останется в свободном доступе, пусть ее произведут не в России, а завезут из других стран, то будут пить ее. Если напитка не будет, то человек к этому привыкнет, как все приспособились платить кредитной картой, а не Apple Pay»,— говорит Дмитрий Зотов.
Как писали СМИ, Pepsi вместо привычной продукции собирается выпускать в России лимонады под местными брендами, в частности, «Русский дар». Тем временем отечественные производители пытаются придумать замену напиткам компании Coca-Cola. Так, могут появиться аналоги газировки от «Очаково» и Cola под названием Funky Monkey. Их продажи вряд ли будут высокими в ближайшие три месяца, но к концу года многие потребители привыкнут к новым маркам, говорит член Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Муразанов:
«Конечно, будет разочарование, сломается паттерн потребления, людям начнет недоставать определенной органолептики, вкуса, еще чего-то. Будут ли они испытывать в первое время дискомфорт, пытаясь найти заменители? Да, вероятно, но психика перестраивается достаточно быстро. PepsiCo и Coca-Cola делят рынок на два главных кластера, где Coca-Cola — консервативный кластер в любой популяции, а PepsiCo — либеральный. И можете себе представить, какое количество людей достаточно жестко вводили в свой рацион потребление Coca-Cola.
Теперь, когда многие марки попытаются заменить бренд, появится повод к неплохой конкурентной борьбе и соревнованию с точки зрения рецептуры.
Возможно, на территории России создадут бренд, который будет соответствовать. Если нет, значит, это будет несколько марок, которые, вероятно, распределят в том числе и по федеральным округам. Консервативные потребители будут перестраиваться дольше, хотя у них более патриотические настроения. Либералы переключатся быстрее — у них на это уйдет четыре-девять месяцев».
А вот для розницы, особенно для небольших магазинов или точек, не торгующих алкоголем, уход Pepsi и Coca-Cola окажется серьезным ударом. И через восемь-девять месяцев некоторые ритейлеры могут начать сокращать площади, полагает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков: «Так, как инвестировали в развитие и в продажи PepsiCo и Coca-Cola, альтернативные бренды делать не будут.
Обе компании входили в топ крупнейших рекламодателей России, и бюджет Coca-Cola на рекламу только за прошлый год был где-то около 4 млрд руб., а у PepsiCo в два раза больше. Ритейлерам придется серьезно перестраивать бизнес-модели магазинов, поскольку один из самых маржинальных товаров уйдет, и продажи, и прибыль от этой категории резко снизятся.
Это очень серьезный факт, и я не исключаю, что на этом фоне какие-то точки просто не вытянут и будут вынуждены потихоньку закрывать площади.
И второй момент, конечно, в текущих условиях: психологическое состояние многих россиян не позволяет потреблять, как раньше. Это сказывается в том числе на продаже этой категории, которая важна с точки зрения эмоциональной составляющей покупки, поскольку это в меньшей степени рациональный шаг, а больше эмоциональный».
По данным Euromonitor International, Coca-Cola и PepsiCo занимали десятую часть рынка безалкогольных напитков в России. Более того, на сайте Coca-Cola говорится, что вклад производителя в ВВП страны в 2018 году составил 0,2%, это около 195 млрд руб.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".