Цифровой слепок любви
В ИТМО открывается выставка научно-технологического искусства STAGE 2022
Проект STAGE (Science & Technological Art Graduate Exhibition) задуман как сцена для новых имен в российском научно-технологическом искусстве. Это первая ежегодная Art & Science-выставка в Петербурге. В экспозицию 2022 года вошли дипломные проекты третьего выпуска магистерской программы «Искусство и наука» Университета ИТМО, которой руководит Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Художественные исследования на стыке искусства, науки и технологий представлены в форме интерактивных инсталляций, аудиовизуальных сред, VR, биоарт- и нейроарт-проектов.
Из материалов исследований, проведенных магистрантами в период обучения, выставка собирает эклектичный образ современности. Археология медиа, биооптика (аналог зрения у растений) и сонификация ритмов головного мозга, искусственный интеллект и работа с большими данными, реконструкция почвы библейских времен и восприятие звуков младенцем в утробе матери — вот лишь некоторые из тем, захвативших воображение молодых Art & Science-художников.
Несколько работ обращаются к реалиям постковидной эпохи, пытаясь переосмыслить опыт общественных и личных потрясений. Авторы синтезируют запахи привычных продуктов, искаженные коронавирусом в восприятии больных, пишут «ковидную симфонию», используя для партитуры данные о динамике заболеваемости в разных странах, и отдают переписку с бывшим «на съедение» нейросети.
В выставке STAGE участвуют студенты не только магистратуры Art & Science, но и других образовательных программ. Благодаря уникальной инициативе «Диплом как арт-проект» любой магистрант ИТМО в качестве выпускной работы может реализовать междисциплинарный художественный проект в команде со студентами других направлений. На выставке представлены два подобных проекта, выполненных магистрами образовательных программ «Промышленная экология», «Чистое производство» и «Научная коммуникация».
Выставку сопровождает публичная программа: лекции, артист-токи, перформансы и другие мероприятия знакомят посетителей с исследованиями, лежащими в основе арт-проектов. Следить за расписанием событий можно в Telegram-канале Центра Art & Science ИТМО.
Елизавета Менис, директор Центра искусства и науки Университета ИТМО:
— Выставка дипломных арт-проектов проходит ежегодно с 2020 года, с первого выпуска магистерской программы Art & Science. Это выставка уже третьего набора студентов. Выставка знакомит город как с явлением Art & Science в целом, так и с молодыми художниками этого направления.
Кроме того, это крайне важный для выпускников опыт. Создание экспонатов в контексте выбранного для выставки пространства, написание экспликаций — все эти профессиональные аспекты работы художника требуют практики под руководством команды кураторов и преподавателей.
Центр Art & Science был создан для того, чтобы наладить коммуникацию между учеными и художниками. Такое взаимодействие выгодно для обеих сторон. Для ученых это возможность взглянуть на предмет своего исследования с необычного ракурса, сквозь призму философских концепций. Для художника — найти вдохновение, инструменты и средства для выражения своих идей в научной лаборатории.
В 2018 году на базе центра была запущена первая в России международная магистерская программа Art & Science, которой руководит Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Программа открыта для всех, кто хотел бы работать в области научно-технологического искусства в том или ином качестве: художника, куратора, исследователя. Кроме того, центр проводит множество образовательных мероприятий и проектов для широкой аудитории, интересующейся Art & Science. Например, мы запускаем онлайн-курс «Внутри Art&Science», выпускники которого смогут не только узнать о том, что это такое, но и создать собственный арт-проект.
Центр искусства и науки постоянно проводит выставки как студенческих работ, так и проектов уже известных авторов, а также активно участвует во внешних выставочных проектах на уровне города, страны и мира. Так, например, два года подряд центр организовывал российскую площадку крупнейшего международного фестиваля технологического искусства Ars Electronica.
Ася Каплан, сокуратор выставки STAGE 2022:
— Изначально студентов не ставили в рамки определенной концепции — каждый художник представил результат своего исследования по интересующей его или ее теме. Общая черта всех работ этого выпуска — обращение к течению времени, попытка преодолеть его линейность, с помощью технологий реконструировать прошлое или, наоборот, проектировать будущее. Этот художественный фокус хорошо встроился в пространство, где проходит выставка,— здание бывшей домовой церкви, ныне — один из корпусов ИТМО с научными лабораториями и учебными классами. Само пространство — место с историей, наполненное пересечением множества смыслов: от смены его функциональной роли до смешения архитектурных стилей внутри. Вместе художественные проекты и пространство создают эклектичную среду, где смешиваются время, образы и формы.
В этом году на STAGE представлены работы, выполненные в таких направлениях, как биоарт, технологическое искусство и VR. С последним работали художницы Надежда Бей (проект «Corpoirreality») и Ульяна Любенова (проект «Универсальный дом»). Работа Надежды интегрирует в виртуальный мир реально существующие места, а Ульяна, наоборот, создает вымышленное пространство универсального дома. Виртуальная реальность в их работах помогает расширить наше понимание возможностей времени и пространства, физических и виртуальных границ, а также является инструментом для размышления о телесности и материальности в условиях новой реальности, о том, сможем ли мы когда-нибудь ощущать виртуальный мир так же ярко, как и физический.
Биоарт-проект Галины Алферовой «Технология чуда» обращается к древности через попытку воспроизвести чувственный опыт, заключенный во вкусовых характеристиках продуктов минувших эпох. Художница задается вопросом: можно ли реконструировать вино времен первого чуда Христа, воссоздав климатические и почвенные условия прошлого? Инсталляция представляет собой первый этап проекта, в ходе которого была разработана ретроспективная математическая модель почвы. На ее основе был воссоздан почвенный конструкт региона Галилея I века нашей эры.
Еще один интересный биоарт-проект — «Plantoverse». Мария Мощенская, Вероника Призова, Сираж Фархан и Михаил Шалепо под руководством художника и биолога Ипполита Маркелова исследуют гипотезу о «растительном зрении». Основой для этой междисциплинарной работы стала удивительная способность лианы Boquila trifoliolata мимикрировать под другие растения. Команду заинтересовал тот факт, что свойство лианы принимать вид другого растения не связано ни с переносом генетического материала, ни с передачей химических сигналов. Художники исследовали оптические свойства клеток верхнего эпидермиса листьев растений как один из возможных инструментов «растительного зрения»: эти клетки играют роль собирающих микролинз. На выставке представлена медиаскульптура с визуализированной биооптикой растений, где каждый посетитель может посмотреть на себя их «глазами».
Несколько работ посвящено постковидной реальности. Так, Дарья Леконцева исследует феномен паросмии — искаженного восприятия запахов у переболевших коронавирусом. Проанализировав ощущения людей, переживших этот эффект, Дарья синтезировала в лаборатории несколько несуществующих, «фантомных», запахов, которыми для пациентов пахли привычные продукты. Представляя это явление как «призрак» COVID-19, который преследует больных, художница размышляет о хрупкости человека перед лицом невидимых природных сил.
Несколько художников обратились к исследованию звуков. Например, Роман Смирнов вместе с научными сотрудниками лаборатории физиологии слуха НИИ физиологии им. И. П. Павлова РАН работает над амбициозным проектом «Imaginary Music», конечная цель которого — создать нейроинтерфейс, способный трансформировать электрические сигналы мозга в мелодию, воображаемую автором. А аудиовизуальная инсталляция Данилы Логвиненко AcCord позволяет посетителям ощутить звуки так, как ощущает их эмбрион в материнской утробе: через изменение вибраций и света.
Один из самых больших проектов на STAGE 2022 — работа «love. eschatology. Machine» Ксении Горлановой. «Цифровой слепок любви» — визуализация романтической интернет-переписки самой художницы с ее бывшим молодым человеком. Тексты препарированы машиной и представлены в виде полотна попеременно загорающихся пикселей: красный — негативно окрашенные сообщения, белый — позитивно, бесцветный — нейтральные.
Публичная программа включает мероприятия от самих студентов. Это лекции, воркшопы, перформансы и фокус-группы, призванные погрузить зрителей в контекст работ и рассказать больше об исследованиях, которые лежат в их основе.
Лина Кипрюшина, руководитель образовательных проектов Центра искусства и науки Университета ИТМО:
— «ВКР как арт-проект» — это программа, позволяющая студенту любого направления магистратуры Университета ИТМО реализовать свой дипломный проект в формате художественного произведения в команде с другими студентами и представить его на ежегодной выставке STAGE. В рамках программы мы проводим серию мероприятий, посвященных Art & Science и созданию художественных проектов, чтобы те, кто заинтересовался и захотел принять участие, смогли узнать больше о том, что их ждет. Заявки на конкурс отбирает экспертный совет, состоящий из художников, кураторов и арт-менеджеров. Студентам, прошедшим отбор, в течение всего периода работы над проектом помогают куратор и технический инженер от Центра искусства и науки. Также выделяются гранты на создание проектов на конкурсной основе. Всего в рамках данной инициативы уже было создано и выставлено четыре арт-проекта: два в прошлом и два в этом году.