«Новый этап противостояния налицо»

Дмитрий Дризе — о национализации проекта «Сахалин-2»

Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому нефтегазовый проект «Сахалин-2» переходит государству. В документе сказано, что оператор проекта — Sakhalin Energy (совместное предприятие «Газпрома», Shell, Mitsui и Mitsubishi) — будет заменен на новое российское юридическое лицо. При этом имущество компании станет собственностью России. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает это событие очередной вехой газового противостояния Москвы и Запада.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Для начала нужно сказать пару слов, вернее, напомнить, что, собственно, такое сахалинские шельфовые проекты. Заработали они в те самые знаменитые или печально знаменитые 90-е. Это был первый опыт привлечения иностранных инвесторов к разработке ископаемых ресурсов новой постсоветской России.

Для этого применили специальный налоговый режим — СРП или соглашения о разделе продукции. Метод этот критиковался, его называли распродажей родины за копейки. Однако денег в казне не было совсем, и сахалинские проекты очень даже выручили молодое государство.

И вот с тех самых 90-х в регионе успешно работает совместное предприятие под названием Sakhalin Energy Investment Company Ltd. Его участниками являются британско-голландский концерн Shell, а также японские Mitsui и Mitsubishi — они добывают газ, который сжижается и поставляется в основном в Японию.

В 2007 году иностранцев немного подвинули, и они перестали быть главными акционерами проекта. И вот сейчас Владимир Путин подписал указ, согласно которому все имущество данного предприятия переходит российскому юридическому лицу. Зарубежным партнерам предлагается направить предложения о том, как они планируют дальше работать с новой структурой. При этом окончательное решение, как поступить с их активами, остается за российским правительством.

Сделано это для того, чтобы британцы и японцы не смогли бесконтрольно продать свои доли неизвестно кому. Между тем не совсем понятно, смогут ли они теперь получать прибыль от продажи газа в Японию, и будет ли он вообще туда поставляться. Нельзя исключать, что топливо в итоге подорожает. Не секрет, что Япония остро нуждается в энергоресурсах, поскольку не обладает соответствующими запасами.

Теперь переносимся на европейское направление, где, как известно, остановился на профилактику «Северный поток-1», который и до этого функционировал с перебоями из-за отсутствия турбин производства Siemens. Создается впечатление, что западному миру постепенно отключают газ. Конечно, Япония находится на востоке, но идеологически она с Западом.

Удар этот серьезный, чувствительный, поскольку заменить российские поставки, по сути, нечем. России это тоже невыгодно, но здесь надо понимать, что официально никто ничего не перекрывает: в одном случае проходит плановый ремонт, в другом — изменения в структуре управления совместным предприятием. Но западные акционеры при этом рискуют серьезно потерять в доходах — новый этап противостояния налицо.

Москва использует один из своих главных козырей — энергетику. Теперь ход за недружественными бывшими партнерами.

Расставание с западными инвесторами — не очень положительный момент в первую очередь потому, что они располагают технологиями для той же нефтедобычи, соответственно, их отсутствие ставит под сомнение развитие ключевой для России отрасли промышленности. Впрочем, кажется, все-таки речь идет не об окончательном расставании, а о большом торге: мы вам газ, а вы пусть не отменяете, но хотя бы смягчаете санкции или делаете исключения для ряда наименований важной продукции.

Ведь вывели из-под санкций российские удобрения, давайте еще что-нибудь выведем. Причем нужно иметь в виду, что бывшие партнеры вполне могут начать массово арестовывать российскую собственность за рубежом с последующей национализацией. И это также не очень приятная перспектива.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента