Авто на проводе!
Росту количества владельцев электрокаров в Удмуртии препятствует недостаточное развитие зарядной инфраструктуры
В Ижевске, по официальным данным, зарегистрировано около 200 электромобилей, работают семь заправочных станций, еще две откроются в июле. В ближайшие годы в планах появление на территории Удмуртии еще как минимум 13 пунктов зарядки электротранспорта. Об этом рассказали участники круглого стола по развитию зарядной инфраструктуры, прошедшего в рамках электромобильного фестиваля «Экодрайв» в Ижевске. Это направление развития транспорта называют перспективным, однако пока росту количества владельцев электрокаров мешает недостаточность инфраструктуры и опасения, что далеко на них невозможно уехать. С другой стороны, сами зарядные станции очень дороги. Участники круглого стола высказали предложения по поддержке этого направления органами власти.
Перспективы развития инфраструктуры для электромобилей в Удмуртии обсудили в технопарке «Нобель» на круглом столе с участием представителей владельцев такого транспорта, собственников заправочных станций, органов власти и экспертов. По словам управляющего партнера технопарка «Нобель» Григория Ушакова, Удмуртия как один из центров автомобилестроения в России может стать флагманом развития электротранспорта, так как в республике есть необходимые компетенции, предприятия, производящие оборудование и электронику. «Есть ряд проблем, которые препятствуют развитию электротранспорта. Первая — люди просто не знают об электромобилях, очень много стереотипов, что они не приспособлены для нашей среды, сложны и дороги в эксплуатации. Вторая — нет инфраструктуры, необходимы заправочные станции и ремонтные мастерские. Третья — административные барьеры, нужно на законодательном уровне вводить меры поддержки, стимулирующие развитие электротранспорта»,— отметил господин Ушаков.
По официальным данным в Ижевске есть около 200 электрокаров, однако их может быть значительно больше, так как не всегда автомобиль регистрируют в регионе. В основном их сейчас заряжают в собственных домах в частном секторе, 1 кВт обходится в 3 руб.
Однако есть потребность в появлении заправочных станций по городу, говорит представитель сообщества владельцев электромобилей и гибридов Удмуртии Андрей Орлов. «Медленные заправки, заряжающие автомобиль за 5–8 часов, есть смысл размещать поблизости или в самих многоквартирных домах, на паркингах, в торговых и офисных центрах, там, где автолюбители проводят больше часа. Быстрые заправки, заряжающие за 5–40 минут, нужно размещать на выездах из города и на трассах каждые 100 км»,— пояснил господин Орлов.
Электрозаправки в Ижевске открыли две компании. Компания ZerOemisson запустила три станции, еще две начнут работу в июле. У компании «Гринэль» четыре заправочные станции. Они размещены у крупных торговых центров.
«За последние 10 месяцев наблюдаем кратное увеличение успешных зарядных сессий и увеличение количества уникальных посетителей зарядных станций. Наблюдаем проблему окупаемости бизнеса из-за высокой стоимости зарядных станций, электроэнергии (покупаем за 6 руб., продаем за 12 руб.). 10–12 руб. не является привлекательной ценой для автомобилиста, потому что дома они могут заряжаться по 3 руб. за киловатт. Плюс станция требует постоянного мониторинга»,— рассказал ведущий инженер электрозаправочных станций «Гринэль» Максим Украинский.
Сейчас загрузка одной станции, по его словам, составляет порядка 20%. При этом участники круглого стола говорят, что днем в основном зарядные станции заняты.
Есть перспективы размещения зарядных станций на подземных паркингах многоквартирных домов. Выделяемой мощности достаточно, кроме того, зарядка может осуществляться ночью, когда в доме наблюдается минимальное потребление электроэнергии. Ижевские застройщики пока изучают эту тему, так как есть процедурные моменты, связанные с размещением зарядных станций.
Планы строительства зарядных станцией есть и у «Россетей». Как рассказал заместитель директора по реализации услуг филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Удмуртэнерго» Ленар Гараев, до 2025 года в Удмуртии планировалось разместить восемь медленных и пять быстрых зарядных станций, однако из-за текущей экономической ситуации начало реализации проекта будет перенесено на 2023 год. Медленные появятся у торговых центров «Талисман» и «Матрица», а также у зоопарка, быстрые — на трассе М-7. Предполагается, что 1 кВт будет стоить 15 руб. Участники круглого стола отметили, что это высокая цена, не сравнимая с затратами при заправке дома, и предложили субсидировать тарифы на электроэнергию. Однако представители госструктур указали на то, что было бы неправильно уменьшать стоимость электроэнергии для пользователей электрокаров за счет остальных потребителей. Лучше было воспринято предложение оказывать поддержку при приобретении электрических станций, чтобы повысить рентабельность этого бизнеса.
В то же время участники круглого стола отметили, что нехватка зарядных станций тормозит увеличение количества электрокаров, с другой стороны, водители не отдают предпочтение автомобилям с электродвигателем, потому что опасаются, что будут ограничены в поездках.
До недавнего времени препятствием была и высокая стоимость электрокаров, однако по словам Андрея Орлова, на рынке есть бюджетные модели. При более высокой стоимости электромобилей они окупаются быстрее машин на бензине или на газе. Сеть заправочных станций уже сейчас позволяет добраться из Ижевска в Москву. Участники дискуссии отметили, что за счет транзитного транспорта в Удмуртии хорошие перспективы развития сети зарядных станций. При этом в стране уже фактически заявлен на федеральном уровне тренд на увеличение количества электротранспорта.
Как рассказал заместитель директора по инвестиционной деятельности Корпорации развития Удмуртии Владимир Смирнов, в республике в 2023 году заработает завод по производству электрических станций, проект реализует компания «Русклимат». Сейчас рассматривают возможность на получение поддержки для строительства завода. Ведутся переговоры также с «Росатомом» о размещении в Удмуртии производства тягловых электродвигателей для различного электротранспорта, а также российским производителем электрогрузомобилей EVM Pro.
Господин Смирнов, а также присутствовавший на встрече замглавы администрации Ижевска Дмитрий Загребин отметили, что готовы рассмотреть предложения по мерам поддержки для развития электротранспорта. Конкретных решений не прозвучало. Участники круглого стола хотят начать с информирования населения о преимуществах электромобилей, чтобы на этот экологичный вид транспорта начал расти спрос. Они признали, что сейчас владельцы электрокаров — узкая категория автолюбителей, и количество заправок должно расти одновременно с увеличением числа таких машин в городе. В то же время с учетом больших перспектив развития этого направления в России региональным властям стоит поддерживать создание инфраструктуры.