Make Up Artist вчера-сегодня-завтра
Монетизация профессиональных навыков визажиста. Как продать самый дорогой макияж в Москве и не затеряться среди коллег?
Анна Черчен — профессиональный визажист и стилист по волосам. В разное время преподаватель академии Make-Up School, создатель образов для Grid Girls на площадке Формулы — 1 гран-при Баку, амбассадор американского бренда косметики Ready To Wear в России и визажист творческой команды бренда Sebastian. Анна считает, что важно учитывать современные направления в работе, но если мыслить шире, можно самому стать источником модных тенденций.
Анна участвовала в Moscow Fashion Week (2016-2018), Mercedes Benz Fashion Show (2017-2018), Trend Vision Award (2015-2017), HSE design fashion show (2018-2019), TSUM Fashion show Fall — Winter 2020 SS 2021, выступала главным визажистов и стилистом по волосам в серии показов TSUM Kids Fashion 2021, разрабатывала макияж и прически для шоу на New Radio Station (2018-2020).
Работала с глянцевыми журналами Vogue Italy 2017, Elle girl Russia 2018, Vogue Russia, Instyle kids, The Hollywood Reporter Russia, Tatler Russia, Cosmopolitan Russia 2017. Принимала участие в съемках кампании Prada, Dior и Bulgari. Сотрудничала с такими брендами как «Кашемир и шелк», Reebok, KFC, Vernel, Яндекс. Такси, Сбербанк, Промсвязьбанк, Kia Rio.
— Анна, вы получили образование клинического психолога и вдруг визаж. Внешность оказалась интереснее внутреннего мира человека?
— Совершенно точно нет. Наоборот, я нашла способ раскрыть внутренний мир с внешней стороны. Я не считаю, что эти понятия так уж далеки друг от друга. Тесная взаимосвязь между нашим восприятием себя и публичным образом неразрывна. Этому посвящена моя победная работа на конкурсе Inglot. Она выражала спутанность ума и сознания человека через макияж, то, что невозможно увидеть, что происходит внутри.
Кстати потом судьба не раз возвращала меня к этой теме. Недавно я принимала участие в спецпроекте Tatler, где снимали звезд до сеанса терапии с психологом и после. Временной промежуток между фото был около получаса, но разницу в состоянии девушек было очень легко заметить.
Если окунуться в историю, я интересовалась макияжем ещё со школы, но по настоянию родителей и с учетом собственных интересов на тот момент, выбрала более основательное образование. Окончила факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
То, что психология — это не мое, поняла уже к концу первого курса университета. Не видела себя психологом в будущем и не горела этой профессией. На курсы визажиста пошла примерно в то же время, но скорее ради развлечения, которое сразу перестало быть просто забавой, и я начала работать.
В следующие пять лет мне удавалось совмещать работу визажиста и учиться в университете. Надо признать, научный руководитель проявил понимание и разрешил писать диплом на смежную тему. Я защитила работу, которая называлась «Отношение к телу у начинающих и профессиональных моделей».
— Анна, кто главный перед зеркалом, вы или клиент? Как правильно выстраивать эти отношения?
— Я работаю с позиции равенства между визажистом и клиентом. Мне важно знать, что работа выполнена на сто процентов, а клиенту нужно получить удовольствие от своего отражения в зеркале и уйти счастливым.
Чаще человек приходит с готовым представлением о том, что хочет увидеть в зеркале в итоге. И как правило, это одна из моих прошлых работ. Иногда ситуация складывается иначе. Клиент представляет визажиста этаким волшебником и ждет, что через час превратится в голливудскую звезду, и не какую-то, а конкретную звезду с картинки. В этом случае помогают навыки психолога. Следует создать комфортную и доверительную атмосферу, правильно объяснить, что нельзя сделать из одного человека другого, но можно сделать лучшую версию вас самих. Эта работа требует навыков построения контакта, ведь визажист находится в личном пространстве клиента довольно долго и обоим должно быть спокойно. Кроме того, женщины — существа непростые, никто не найдет в ней столько недостатков, сколько отыщет она сама. Приходится работать со сменой фокуса внимания в том числе.
— Чем-то отличается в этом смысле работа с обычным клиентом и звездным?
— Представьте, когда до мероприятия несколько часов, а у меня не один клиент, а 30 девушек-моделей, как было на Формуле-1. Они так долго ждали этого мероприятия, трансляция на весь мир, и они в самом центре внимания. Естественно, каждая хочет почувствовать себя особенной, самой красивой. Здесь нужен индивидуальный подход. Я рекомендую в таких ситуациях учитывать небольшие пожелания участниц относительно внешности, нюансы не изменят общую картину, а внутреннее состояние моделей весьма основательно отражаются на их дальнейшей работе.
Тоже самое в работе с артистами. Я несколько лет была главным художником на музыкальном проекте «Музыкастинг» для Нового Радио. В конкурсе принимали участие начинающие исполнители и каждый видел в нем шанс всей жизни. Главная задача — оставить о себе правильное впечатление. В этом смысле было очень интересно создавать уникальный образ всем участникам. Мы обсуждали стиль в музыке и одежде, пожелания, как они хотели бы запомниться, чем подчеркнуть свою индивидуальность. Это трудоемкая работа — сделать что-то новое, яркое, что добавит уверенности в себе.
— Анна, какую роль в этом смысле играет мода? Кто или что сегодня создает и меняет тренды и насколько важно им следовать?
— Мода по сути понятие изменчивое. Главные тенденции, естественно, необходимо учитывать. Если этого не делать, есть риск потерять доверие клиента и застрять в рядовых «ничего особенного» профессионалах. Существует и более высокий уровень профессионализма, к которому должен стремиться каждый. На этом уровне мыслят шире, чувствуют запрос на перемены и создают новые модные движения самостоятельно.
Сейчас тренды рождаются в социальных сетях. Инфлюенсеры, начиная с рядовых блогеров и заканчивая звёздами крупных реалити шоу, создают то, что люди и хотят в итоге больше всего. В последние годы киноиндустрия начала оказывать на мир моды серьезное влияние. Я имею в виду не артистов, а их персонажей. В той или иной степени это проявлялось всегда, но теперь стало наиболее заметно. Сериал «Эйфория», например, оказал значительное воздействие на мир красоты.
Если хочется быть источником трендов, нужно пробовать новое и рисковать. Я знаю не так много визажистов, которые поистине создают искусство и новые веяния в индустрии.
— Если анализировать вас, как профи, в чем разница между Анной Черчен сегодня и 10 лет назад? Какие из этих изменений кажутся важнее?
— Во мне теперь в значительной степени меньше страха. Я адекватно оцениваю профессиональный уровень, знаю, что умею, свои сильные стороны. Мои заказчики — это те, кто ищет конкретно этот стиль и эти навыки. Прямо сейчас для меня не имеет значения чужая оценка, если я в проделанной работе уверена. Разговор с заказчиком в этой ситуации строится иначе, с экспертной точки зрения, которая соответствующим образом учитывается. Слепо делать то, что считаю неуместным, я уже не стану. За это время «от и до» мое чувство стиля сформировалось и нашло поклонников. Появилась уверенность в работе, ответственность за сделанное, внимание к деталям и современный взгляд на тренды и моду.
— Из чего строилась ваша лестница на вершину профессионального мастерства? Учеба или работа?
— Учеба дарит безусловное преимущество каждому визажисту. Это фундамент, если хотите. Именно она дает базовые знания и первоначальный уровень мастерства, формирует технику и общие принципы дальнейшей работы. Поэтому невероятно важно, на мой взгляд, выбрать правильную первую ступень.
В свое время я была и учеником, и учителем. Проработав 5 лет в школе визажистов Make-Up School, я сформулировала собственный принцип работы педагога: дать максимум базовых основ, понимание чувства стиля и эстетики. Я рассказывала, как важно следить за трендами и улучшать насмотренность, глубже понимать работу профессионалов мирового уровня, ведь за этим стоит огромный труд. Я выпустила огромное количество невероятно талантливых учеников, многие из которых успешно развиваются в индустрии сейчас. На мой взгляд, именно технические навыки и формирование основ вкуса — это то, зачем стоит получать фундаментальное образование. Последующий путь развития можно выбирать на свое усмотрение.
Если говорить обо мне с позиции ученика, не буду скрывать, последующее обучение не приносило ничего, кроме разочарования. Я прошла множество различных курсов и мастер классов, и могу сказать, что такой профессии, как визажист, стоит учиться на площадке. В этом смысле неисчерпаемый ресурс hard skills — ассистирование. Я и сегодня с удовольствием ассистирую мастерам, которые мне интересны. Дальше только работа. Соглашаться на максимальное количество предложений, работать не только за гонорар, но и за идею или коллаборацию — это лучшее, что вы можете делать в начале карьеры.
— Конкуренция на этом рынке сильно высока? Позволяет двигаться в своем темпе или нужно все время набегать и обходить?
— Конкуренция в профессии высокая, но не из-за обилия профессионалов, а из-за масштабов самой сферы. В России она не столь велика, как, например, в США или Европе. Есть опасения, что в ближайшее время ситуация еще некоторым образом осложнится: меньше проектов, меньше мероприятий международного масштаба и так далее. Разумеется, это затруднение будет временным. В любом случае, это некоторым образом усилит и конкуренцию.
Существует два принципиально разных варианта продвижения: с оглядкой на рынок и без. В первом случае стоит делать ставку на продвижение личного бренда. Я этим не занималась, хотя нахожу этот способ весьма эффективным методом обретения востребованности. Для себя предпочитаю второй вариант — честно и с энтузиазмом выполнять работу. Это не останется без внимания, а дальше вам послужит сила слова, иными словами — репутация.
— Анна, когда визажист перестает работать на репутацию, и начинает работать его имя? В этот момент пора попробовать продать самый дорогой макияж в Москве?
— Примерно через полтора или два года я начала получать, скажем так, именные дивиденды, полноценно жить на то, что зарабатывала. Если не сбавлять темпы, то дальше ждет планомерный рост и репутационный, и доходный.
Поговаривают, что некоторые медийные визажисты запрашивают 150 тысяч рублей за макияж, но мне это видится нереалистичным и необоснованным. Во всяком случае, для меня такая «известность» не имеет ничего общего с реальной работой, это хайп на экранной популярности. Чаще всего это недолговечно. В любой момент найдется другой, ставший в моменте более модным.
В зависимости от уровня визажиста, адекватная цена за макияж варьируется от 5 до 20 тысяч рублей. Если говорить о работе на съемках, то там совершенно другие расценки.
— Что для вас важнее, труд или творчество?
— Труд — это источник дохода, но после первого выгорания, которое случилось со мной после безостановочной работы длительное время, я поняла, что очень важно не потерять баланс. Сейчас предпочтение отдается не количеству проектов, а качеству.
В последний год я сумела совместить труд и искусство, заново полюбила работу, открыла для себя киноиндустрию. Это невероятно тяжелое направление, но удовольствие от создания целой истории из коллективного творческого порыва ни с чем несравнимо и пока незаменимо для меня. Эта деятельность не для всех, но я нашла в ней именно то, что так искала.
Еще один дорогой моему сердцу проект, благодаря которому я вспомнила, насколько творческой и интересной может быть моя работа, это съемка для Vogue. Вместе со стилистом по волосам Викторией Капцовой мы создавали образ на основе работ художника Василия Кандинского. Потрясающая работа с абстрактными формами на человеке. Это отличный пример баланса труда и творчества. Предполагалось, что съемка делается для себя, но в итоге ее опубликовал Vogue Italia.
— Анна, скажите пару слов начинающему визажисту?
— Ничего не бойтесь, отрабатывайте навык и первое время хватайтесь за любое предложение. Научитесь понимать себя и отстаивать своё мнение. Главное — отдавайтесь работе на 100%.