Цена права первооткрывателя
В России складывается новый рынок небольших горных компаний, специализирующихся на открытии и освоении золотых месторождений
На отечественном биржевом рынке формируется новый сегмент для размещения акций небольших, так называемых юниорных геологоразведочных компаний, которые остро нуждаются в финансировании и инвестициях как на стадии геологоразведки, так и на этапе подготовки к освоению золотых месторождений. Текущим летом ожидается первое в России IPO российской юниорной компании.
Юниоры стремятся к золоту
В 2021 году Россия нарастила производство золота на 2%, до 346 тонн, что позволило обогнать не только Австралию, но и Китай, которые являются лидерами по добыче металла. Залог высоких темпов добычи золота — в геологоразведочном заделе, который сделан еще в советские годы. Тогда выявлялось в среднем по 400–450 перспективных площадей в год, тогда как сейчас этот показатель доходит лишь до 40. В советские годы было открыто большинство крупных золотых месторождений, которые эксплуатируются сейчас. По оценкам Геологической службы США, запасы золота в России составляют около 5,3 тыс. тонн (11% общемировых запасов). При текущих темпах добычи структурная нехватка сырьевой базы наступит в течение 10–20 лет.
Проблема восполнения минерально-сырьевой базы существует везде. В мировой практике замедление темпов обычно связано с усложнением условий разведки, в России же основная проблема — нехватка финансирования на ранних стадиях поиска. Российский бизнес — основной инвестор в геологоразведочные работы (ГРР) — подходит к этому избирательно, и инвестиции идут в доразведку известных или недоизученных месторождений.
В результате в России инвестиции в ГРР в разы меньше, чем в Канаде и Австралии, где поисково-оценочную работу выполняют небольшие геоголоразведочные компании — так называемые юниоры. Однако с ними в России проблемы. В международном понимании этого термина сегодня юниорного движения в России практически нет, говорят в одной из крупнейших российских золотодобывающих компаний — Polymetal. «В официальных источниках так называются "предприятия малого и среднего бизнеса в сфере геологоразведки", однако количество таких компаний, реально ведущих ГРР, крайне мало. По нашим оценкам, не более полутора десятков. Общее же количество юниорных компаний на биржах Торонто, Лондона и Австралийской бирже — около 1,2 тыс.»,— рассказал представитель компании. По его словам, существует ряд факторов, оказывающих негативное влияние на юниорный сектор: высокий порог входа, ограничения в привлечении финансирования, несовременная и неэффективная система работы ГКЗ, инфраструктурные и логистические сложности при работе в отдаленных регионах. Поэтому в нынешних условиях юниорам пока гораздо проще воплощать геологические идеи при поддержке крупных горнодобывающих компаний.
В России юниорный рынок только складывается. Как сообщили “Ъ” в Роснедрах, изменения в закон «О недрах», принятые в прошлом году, дали новый импульс развитию юниорного движения. С 2022 года вступило в силу разрешение продаж «первооткрывательских» лицензий. Теперь компания, открывшая новое месторождение полезных ископаемых, может продать права на «первооткрывательство» другой компании. Ранее у недропользователей не было права продажи лицензии, можно было продать только компанию—владельца лицензии. Теперь небольшая компания может открыть месторождение и заработать на геологоразведке, говорят в Роснедрах. Исключены формальные отказы: теперь из-за небольших неточностей в заявках на лицензию нельзя их просто завернуть — заявитель вправе внести необходимые правки без возврата. Сокращен перечень документов.
По данным Роснедр, за последние семь лет более чем в пять раз выросло количество заявительных лицензий, выдаваемых на разведку золота. Если в 2015 году их было 256, то в 2021-м — 1436, а за первое полугодие 2022-го — 559. Стоимость инвестиционных проектов увеличилась в девять раз. Если в 2015 году она составляла 9,1 млрд руб., то в 2021-м — 83,4 млрд руб., а за пять месяцев 2022-го — 24,7 млрд руб. По результатам геологоразведочных работ за счет средств недропользователей были получены существенные приросты запасов золота, серебра, меди, никеля, металлов платиновой группы. На государственный баланс были впервые поставлены запасы 135 месторождений, в том числе золоторудных — 8, россыпных — 97, неметаллических полезных ископаемых — 20, углей — 4, цветных металлов — 3, алмазов — 3.
Новый биржевой сегмент
Основное препятствие для развития юниора — неспособность привлечь финансирование. Такая компания не может получить кредит в банке, так как ни один банк не даст кредит компании, которая выходит на прибыль в течение 7–15 лет. На Западе юниоры привлекают деньги, размещая акции на бирже. В России эта практика пока не использовалась.
В этом году СПБ Биржа создала сегмент «СПБ Юниоры» для размещения их акций. В релизе биржи говорилось об интересе более 30 горных компаний в размещении. Директор департамента листинга и первичного рынка СПБ Биржи Оксана Деришева рассказала “Ъ”, что в сегменте могут оказаться компании как на стадии геологоразведки, так и на этапе подготовки к освоению месторождений, то есть производства золота.
Если говорить про этап геологоразведки, то минимальный размер капитализации юниора должен составлять 500 млн руб., разведанность — на уровне прогнозных ресурсов категорий Р1 + Р2 + Р3. Для этих юниоров free-float (доля акций публичной компании, находящихся в открытом обращении) должен составлять не менее 5%.
Если говорить об этапе организации производства, то минимальный размер капитализации стартует от 2 млрд руб., уровень разведанности — промышленно значимые запасы категорий не ниже С1, С2, а минимальный free-float — не менее 10%. Все привлеченные средства должны направляться на исполнение бюджета развития компании на геологоразведочном этапе или на этапе организации производства (в зависимости от типа юниора).
Пока на бирже не анонсируют планы по количеству размещений. «Это совершенно новый для России биржевой сегмент. Также важно понимать, что, несмотря на большое количество юниоров у нас в стране, каждый из них должен проделать серьезную работу, чтобы соответствовать требованиям размещения на бирже»,— говорит Оксана Деришева. По ее словам, сейчас основная сложность в том, что это новый рынок, поэтому понятна осторожность, которую проявляют его участники. Но это вопрос времени. И скорость его развития зависит как от рыночной конъюнктуры, так и от усилий участников.
Первым IPO юниорной компании станет размещение алмазной компании «Алмар». Ожидается, что это состоится до конца лета.