Туристов за километр видно

С чем связан затор на российско-грузинской границе

На границе с Грузией образовалась многокилометровая пробка на выезд из России. Очередь из машин возникла на КПП «Верхний Ларс». Многие автомобилисты стоят в очереди по 12 часов и жалуются на отсутствие инфраструктуры — кафе, магазинов и даже туалетов. Как сообщили в пограничном управлении ФСБ по Северной Осетии,
сейчас работают все 13 линий проезда, однако поток машин слишком большой, и пропускной способности не хватает.

Фото: Владимир Иванов / РИА Новости

“Ъ FM” пообщался с туристами, которые застряли в этой пробке:

«Приехали мы вчера в районе 19:00 и до сих пор здесь. Я еще границу не вижу, то есть это порядка 2 км. Продвигалась пробка где-то 10 м в полчаса — даже не поспать. В прошлый день затор был где-то 10 км, сейчас — 22 км. То есть если стоявшие в 10-километровой очереди люди до сих пор не в Грузии, то те, кто встанет сюда сегодня, вряд ли попадут туда на этой неделе. Туалетов нет — только один перед границей. Мы взяли с собой воду и какие-то яблоки, снэки, бутерброды, которые уже закончились. Я видела единственное кафе, было 8:00 — мне сказали, что там пересменка. Я попросила налить хотя бы кофе, но мне ответили, мол, нет, он будет с 8:30. Еще был один маленький магазинчик, где я купила лимонад. И пробка такой длины, что ты не можешь оставить машину, чтобы что-то сходить купить, поскольку она периодически движется. На авто ты передвигаться также не можешь, потому что с одной стороны фуры, а в другой полосе стоишь ты. Если у тебя нет компаньона, ты привязан к машине и не можешь от нее никуда уйти».

«Подходите к сотруднику ДПС и спрашиваете, почему кто-то проезжает по встречке, а вы их не лишаете прав. Он все это отрицает. При этом за 20 тыс. руб. вы тоже имеете возможность проехать невидимым. Мы прибыли туда в 8:00, в 21:00 выехали. То есть, по сути, за 13 часов никто не подошел. Люди сидели, в том числе беременные женщины, с детьми-инвалидами — всем плевать. На официальных сайтах управления ФСБ постят информацию о том, что работают все 13 полос. Работает от силы две полосы для легкового автотранспорта и одна для фур».

«Несколько дней назад там перекрывали границу. Видимо, все, кто услышал, что ее открыли, одновременно поехали из разных частей нашей необъятной — скопился коллапс. Главная проблема — люди, которые объезжали эту пробку и вклинивались уже непосредственно вблизи границы между машинами. Им помогали гаишники. Ездит такое авто, на крыше большой баннер — таможенное сопровождение — смотрит на тебя зазывающим взглядом. Заплатив энное количество денег, можешь проехать по встречке, соответственно, ты вклиниваешься. Многие воспользовались этой услугой. Не знаю, кем надо быть, чтобы так делать. Почему? Потому что вокруг меня стояли люди с детьми, девушка с младенцем, у меня в машине была старая больная собака. Мы уже народную дружину организовали и перестали пускать автомобилистов, которые пролезают».

Тем временем ситуация с грузовыми автомобилями на границе еще сложнее, рассказывает руководитель направления закупок международных транспортных услуг FM Logistic в России Евгений Дятлов. Машины подрядчиков компании стоят в пробке на выезд из России в Грузию неделями и иногда вынуждены перевозить грузы даже себе в убыток, говорит он: «Машины нельзя оставлять — они стоят в живой очереди, охраняют и автомобиль, и перевозимые товары. Условий никаких для водителей нет, они проводят от недели до двух в ожидании прохождения пунктов пропуска.

Конечно, стараемся избегать транзита через Грузию. Отправившиеся авто — это транспорт, который раньше был задействован на маршрутах доставки грузов из Европы. После введения пятого пакета санкций Европейским союзом с учетом того, что товаров намного меньше, чем было раньше, транспортной компании не всегда удается заложить расходы, компенсацию на ожидание в пунктах пропуска. Перевозчик вынужден соглашаться на ту стоимость транспортировки, которую ему предлагают».

У нынешнего коллапса на дороге, помимо сезонного фактора, есть и другие причины, считает гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. А попасть в Грузию альтернативным путем можно только через третьи страны, отмечает он: «Пробка образовалась по двум причинам. Первая — переориентация всех товарных потоков на транзит через Турцию из Европы. Почему? Потому что 10 июля вступает в полную силу 576-й регламент Европейского союза, который запрещает к экспорту с территории ЕС более 94 товарных групп. Сейчас очень много перевозчиков, и мы в том числе.

Товары из Евросоюза сначала направляем в Турцию и уже потом заходим в Россию. Грузия — это транзитер товарного коридора Турция-Россия.

Вторая причина — сход лавины на переходе "Верхний Ларс" в Грузии, что привело к накоплению машин. Там одноколейная дорога. Мы предполагаем, что все это продлится как минимум до августа. Вообще июль — это такой высокий сезон в логистике. Все это упирается в то, что там просто нет должной дорожной инфраструктуры. Дорога-то одна — можно поехать в Азербайджан, заехать через него, но это в любом случае перепробег, дополнительные километры и время».

По данным Северо-Кавказского таможенного управления, за сутки с 4 июля через КПП «Верхний Ларс» из России выехали почти 1,5 тыс. легковых автомобилей и около 500 грузовых. В очереди сейчас примерно 1 тыс. пассажирских машин и 700 фур. И время ожидания проезда может достигать одного дня, предупредили в управлении МЧС по Северной Осетии.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Сабина Адлейба

Вся лента