Непродовольственные товары уронили розницу

В Челябинской области оборот ритейлеров сократился почти на 6% в мае

В мае оборот розничной торговли в Челябинской области снизился на 5,7% к маю прошлого года. Падение продолжается второй месяц подряд, ускорившись на 1,1 процентный пункт. Продажи непродовольственных товаров в мае снизились почти на 11%, продуктов питания — почти не изменились. В минэкономразвития региона падение показателей объяснили «беспрецедентными сложностями» для сферы торговли. Эксперты отмечают, что в реальном выражении траты населения на продовольствие также сократились, поскольку из-за значительного роста цен люди переходят на более дешевые продукты. В непродовольственном секторе, по мнению аналитиков, сильнее всего просели продажи одежды и обуви из-за ухода иностранных брендов.

Власти объясняют падение оборота разрушением логистических цепочек и снижением платежеспособного спроса

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

В Челябинской области второй месяц подряд падает оборот розничной торговли. В мае 2022 года он составил 62,5 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 94,3% к маю предыдущего года. В апреле по сравнению с апрелем 2021 года оборот ритейлеров снизился на 4,6%. Такие данные опубликовал Челябинскстат.

Оборот продуктовой розницы, включая напитки и табачные изделия, в мае остался практически на уровне прошлого года (+0,4%). Показатель по непродовольственным товарам демонстрирует существенную отрицательную динамику: в мае оборот упал на 10,8% к маю прошлого года. В апреле было снижение на 10,2% год к году. В предыдущие месяцы продажи превышали прошлогодние показатели. Структура оборота розничной торговли за год почти не изменилась: 46,5% приходится на пищевые продукты, 53,5% — на непродовольственные товары.

По итогам пяти месяцев 2022 года оборот ритейлеров показывает рост — на 2,2% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом он составил 303,4 млрд руб. (262,5 млрд руб. в январе — мае 2021 года).

В целом по России оборот розничной торговли в мае упал на 10,1%, а за пять месяцев на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По непродовольственным товарам в мае показатель снизился на 17,2%, по пищевым продуктам — на 1,8%.

В министерстве экономического развития Челябинской области падение оборота ритейлеров объяснили «беспрецедентными» сложностями, с которыми в этом году столкнулась сфера торговли. «Разрушение логистических цепочек, необходимость быстрого поиска новых поставщиков, инфляционное давление, снижение платежеспособного спроса — отрасль впервые ощущает действие всех этих факторов одновременно. К тому же новый кризис по факту наложился на последствия пандемии. В секторе продовольственной торговли ситуация позитивнее: крупные сети продолжают развиваться, оперативно трансформируют бизнес. Основное влияние на общее снижение оборота розничной торговли по итогам года могут оказать сектора бытовой техники и электроники. Сейчас мы отчетливо видим, что покупатель стал экономнее: он отказывается от импульсных покупок, растет популярность формата “жесткого” дискаунтера и запрос на промо»,— прокомментировали в пресс-службе минэкономразвития «Ъ-Южный Урал».

По данным Челябинскстата, в мае также сократился рынок платных услуг — на 1,1% к маю прошлого года. Объем рынка за месяц составил 17,8 млрд руб. По итогам января — апреля рынок показывал рост на 3,2% к аналогичному периоду прошлого года.

Оборот предприятий общественного питания, наоборот, показывает существенный рост. В мае показатель увеличился на 20,2% к маю прошлого года в сопоставимых ценах, до 3,89 млрд руб. За четыре месяца он вырос на 26,3%.

По словам генерального директора компании «Классические инвестиции» Юрия Федяева, в апреле — мае в России и Челябинской области в первую очередь просели продажи одежды и обуви. «Интересно, что продажи этой категории товаров на федеральном уровне впервые за семь лет начали снижаться еще в январе, но в пределах 3–4%, настоящий же спад, свыше 24%, пришелся именно на первую половину второго квартала. Это первый пример столь существенного спада в современной истории России, даже во время пандемии и локдауна онлайн-торговля позволяла поддерживать более-менее стабильный уровень продаж при закрытых дверях торговых центов. Причина вполне очевидна: более половины крупнейших ритейлеров, занятых в сфере торговли одеждой и обувью в премиальном сегменте и масс-маркете, заявили о своем уходе с российского рынка или приостановке деятельности»,— говорит эксперт. По его словам, в торговых центрах до 40% арендаторов, в первую очередь занятых в сфере продажи одежды, обуви и потребительской электроники, в апреле — мае не работали, что не могло не сказаться на обороте розничной торговли.

Руководитель инвестиционной компании So Invest Анастасия Кузьминова отмечает, что расходы на продовольствие в сравнении с прошлым годом практически не изменились только в номинальном выражении. «В реальном они сократились: не имея адекватного росту цен роста доходов, люди частично переходят на более дешевые продукты. Что касается непродовольственных товаров, здесь действуют несколько факторов: мартовский ажиотаж в ожидании товарного дефицита реализовал отложенный спрос, потребительское кредитование сжалось, а цены на импортные товары продавцы подняли “с запасом”, и никто не спешит по ним покупать»,— говорит эксперт. В падение рынка платных услуг, по ее словам, внесло вклад сокращение туристических поездок за рубеж на майские праздники, а также откат от прошлогодних ковидных рекордов в онлайн-образовании и медицине.

«Динамика на рынке общественного питания — это восстановительный рост после пандемии. В прошлом году было много ограничений, да и желающих посещать рестораны было меньше»,— комментирует Анастасия Кузьминова.

Юлия Гарипова

Вся лента