Наггетсы без российской обжарки
Yum! Brands продает 70 заведений KFC в РФ
Американская Yum! Brands, владеющая брендом KFC, заявила о продаже своих ресторанов быстрого питания в России и об окончательном уходе из страны. Компания самостоятельно управляет в РФ всего 70 заведениями, стоимость которых оценивается в 12 млрд руб. Но большую часть точек — а это свыше 900 ресторанов — развивают франчайзи. Эксперты не исключают, что KFC, как и McDonald`s, решит отозвать права на бренд у местных операторов. Но, предупреждают они, договариваться с большим количеством франчайзи может быть проблематично, и часть заведений откажутся снять вывески.
Американская Yum! Brands, которая владеет брендами KFC и Pizza Hut, сообщила 5 июля, что ведет переговоры о продаже российских ресторанов KFC местному оператору. После этой сделки Yum! Brands «полностью покинет Россию».
В России насчитывается около 1 тыс. ресторанов KFC и около 50 точек Pizza Hut. Структура Yum! Brands ООО «Ям Ресторантс Раша» управляет около 70 заведениями KFC в РФ. В марте 2022 года Yum! Brands приостановила работу собственных ресторанов KFC в РФ и инвестиции в российский рынок. Выручка «Ям Ресторантс Раша», по данным Kartoteka.ru, в 2021 году составила 18,3 млрд руб., чистая прибыль — 2,4 млрд руб. Около 930 заведений под вывеской KFC управляются независимыми собственниками по договорам лицензирования или франшизы.
Стоимость бизнеса Yum! Brands в РФ можно оценивать в объеме ожидаемой прибыли компании за пять лет, то есть около 12 млрд руб., если компания не имела активов, имеющих дополнительную ценность, например недвижимости, отмечает гендиректор RestCon Елена Перепелица. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что до начала геополитического кризиса бизнес Yum! Brands мог стоить около 30 млрд руб., но сейчас — около 10 млрд руб. Если Yum! Brands запретит использование бренда KFC в РФ, то будущий покупатель российского бизнеса компании лишится около 4-5 млрд руб. в виде роялти и прочих платежей, которые платили все франчайзи KFC в России, и тогда стоимость бизнеса будет еще меньше, добавляет он.
Елена Перепелица не исключает, что Yum! Brands также решит отозвать права на бренд у российских операторов. Так поступила другая американская сеть — McDonald`s, продавшая собственные заведения своему франчайзи из Сибири Александру Говору. После сделки заведения были ребрендированы во «Вкусно — и точка». Однако у Yum! Brands сделка может пройти болезненнее.
Договориться со всеми франчайзи будет непросто, так как у KFC гораздо больше партнеров, чем у McDonald`s, «а добровольно расставаться с брендом вряд ли кто-то захочет», отмечает собеседник «Ъ» на рынке общепита.
Госпожа Перепелица напоминает, что исходно при открытии заведений по франшизе требуется гораздо больше затрат, чем при открытии такого же независимого заведения. Поэтому, не исключает она, часть франчайзи KFC может отказаться снимать вывески и продолжит работать под этим товарным знаком.
Кроме того, Yum! Brands еще до начала военных действий на Украине была недовольна работой российских заведений Pizza Hut. В начале июня стало известно, что владелец франшизы в РФ этой сети пиццерий польская Amrest передала заведения Pizza Hut местному оператору — «Ной-М», основанному топ-менеджерами группы «Ростик».