«Ласточки» влетят под землю
Проект «наземного метро» в Екатеринбурге оформлен документально
5 июля было подписано соглашение о создании Новокольцовского железнодорожного маршрута, который станет первым этапом крупного инфраструктурного проекта мэрии Екатеринбурга и Свердловской железной дороги (СвЖД) — «наземного метро». В перспективе железнодорожное пассажирское сообщение охватит весь Екатеринбург и города-спутники. В Академическом районе Екатеринбурга часть маршрута «наземного метро» пройдет под землей.
Соглашение о создании Новокольцовского маршрута подписали губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, глава Екатеринбурга Алексей Орлов и начальник СвЖД — филиала ОАО «РЖД» Иван Колесников в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2022». Таким образом, предложенная год назад концепция создания в Екатеринбурге «наземного метро» получила «документальное воплощение».
Проектирование Новокольцовского маршрута должно начаться уже в текущем году. Планируется, что им смогут пользоваться более 17 млн человек в год. Общая длина Новокольцовской ветки «наземного метро» — 31 км, предполагается 15 остановок между станциями Екатеринбург-Сортировочный и Аэропорт Кольцово. Кроме уже существующих станций будут построены остановочные пункты «Студенческая» (в районе деревни Универсиады), «Экспо» (близ выставочного центра), «Сима-ленд». Для создания маршрута понадобится проложить около 7,5 км рельсов, а также реконструировать значительный участок уже существующей железной дороги. Финансирование предусмотрено из федерального бюджета (по проекту «Мобильный город»), регионального, муниципального, а также из средств РЖД. Этапы реализации проекта будут определены отдельным соглашением после уточнения параметров. Год назад во время презентации заявлялось, что на создание инфраструктуры для проекта потребуется 66 млрд руб.
По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, запуск в Екатеринбурге инфраструктурного проекта «наземное метро» станет мощнейшим драйвером развития уральской столицы и ее городов-спутников. Маршрутная сеть проекта «наземное метро» — 500 км, это кольцо вокруг уральской столицы и ветки до семи городов екатеринбургской агломерации. Поезда по Екатеринбургскому центральному пассажирскому кольцу будут ходить каждые 10–15 минут.
«Транспортная доступность и развитие транспортной инфраструктуры — это важная составляющая развития любых городов и любых агломераций. Строительство кольцевой дороги для “Ласточек” — один из важнейших проектов, над которым мы работаем в тесном контакте с руководством Свердловской железной дороги»,— подчеркнул господин Куйвашев.
Глава Екатеринбурга Алексей Орлов отметил, что подписание соглашения стало огромным шагом на пути к созданию транспортного каркаса уральской столицы, включая города, входящие в екатеринбургскую агломерацию. «Этим документом закрепляются зоны ответственности Свердловской области, муниципалитета и РЖД, в том числе в вопросах градостроительства, корректировки генерального плана развития Екатеринбурга, а также формирования единого агломерационного тарифа»,— объяснил мэр.
Начальник СвЖД Иван Колесников отметил, что строительство «наземного метро» принципиально изменит транспортный каркас агломерации и обеспечит серьезный потенциал для развития мобильности населения. «Успешный запуск Московского центрального кольца показал, что в крупных агломерациях интеграция железнодорожных маршрутов в городскую сеть может стать эффективным решением. В апреле аналогичный проект стартовал в Перми, и он тоже пользуется большим спросом, мы уже отмечаем рост пассажиропотока. В Екатеринбурге с его городами-спутниками при такой поддержке региона и муниципалитетов “наземное метро” может дать еще больший эффект»,— заключил господин Колесников.
Движение по первому маршруту «наземного метро» Екатеринбурга планируют запустить уже в этом году. Пассажирское железнодорожное сообщение будет запущено по малому северному маршруту: Екатеринбург-Пассажирский—Первомайская—Шарташ—Синие камни—Блюхера—Машиностроителей—Летчиков—Екатеринбург-Пассажирский.
С 2023 года будет запущен большой северный маршрут: Екатеринбург-Пассажирский—Первомайская—Шарташ—Синие камни—Блюхера—Машиностроителей—Летчиков—Автомагистральная—Гипсовая-1—Гипсовая-2—Шувакиш-2—Огородная—Екатеринбург-Сортировочный—Электродепо—Таганский ряд—ВИЗ—Готвальда—Екатеринбург-Пассажирский.
Напомним, что помимо Новокольцовского и двух северных маршрутов проект развития «наземного метро» предусматривает еще несколько перспективных направлений. В частности, через полчаса после подписания трехстороннего соглашения о Новокольцовской ветке, главы восьми муниципальных образований, входящих в Екатеринбургскую агломерацию, подписали «дорожную карту» о дальнейшей реализации проекта. Документ подразумевает формирование единой системы железнодорожного общественного транспорта, связанной с внутригородскими транспортными системами Екатеринбурга и близлежащих городов — Верхней Пышмы, Березовского, Среднеуральска, Первоуральска, Ревды, Арамили, Сысерти.
По словам главы Сысертского городского округа Дмитрия Нисковских, «наземное метро» до центра Сысерти предполагается запустить к 2025 году.
«С железнодорожного вокзала Екатеринбурга до Сысерти можно будет добраться за 40 минут. Когда мы с мэром Екатеринбурга Алексеем Орловым и начальником СвЖД Иваном Колесниковым ездили в так называемый “испытательный заезд”, жители были просто шокированы грядущей возможностью масштабного улучшения транспортной инфраструктуры нашего муниципалитета»,— отметил господин Нисковских.
Еще одним перспективным маршрутом «наземного метро» является «Юго-Западный». Согласно «дорожной карте», он предполагает протянуть железнодорожную ветку для «Ласточек» мимо торгового центра «Мега» через микрорайон Широкая речка, поселок Мичуринский в Академический и Солнечный, а далее — соединить со станцией «Керамик». Запланировано строительство моста через Верх-Исетский пруд, в том числе и с автомобильными полосами. По словам мэра Екатеринбурга Алексея Орлова, это будет способствовать повышению транспортной доступности для жителей самого молодого района города Академический. «Это район с особенным запросом на мобильность жителей. Проект включает Академический в трассу Единого центрального пассажирского кольца, связывает с районами Солнечный, Широкая Речка, ВИЗ-Правобережный и со сложившейся маршрутной сетью электричек»,— подчеркнул господин Орлов.
В Академическом районе часть «наземного метро» пройдет под землей. Ориентировочно длина «подземки» составит 3,5 км. Соответствующее соглашение также было подписано 5 июля на «Иннопроме». В этом случае третьим подписантом (помимо господ Колесникова и Орлова) стал президент ГК «Кортрос» Вениамин Голубицкий. По его словам, решение опустить часть маршрута под землю обусловлено желанием отдать «все пространство зеленым зонам и пешеходам». «Вы знаете идеологию пересадочных узлов в Москве, куда приходят и трамваи, и автобусы, и наземно-кольцевая электричка. Чем больше будет транспорта, тем ближе район будет к центру интересов граждан»,— пояснил господин Голубицкий после подписания соглашения.
Президент «Кортроса» уточнил, что компания, согласно подписанному документу, предоставляет землю и участвует в согласовании градостроительных решения с городом и СвЖД. Точные сроки реализации проекта пока не определены, но строительство могут начать «в ближайшие пару лет».