Volgabus отстает от расписания
Автобусы для транспортной реформы в Петербурге не успели к сроку
Для второго и третьего этапа транспортной реформы в городе не хватило новых автобусов: производители перенесли сроки поставок. Смольному придется заключать временные договоры с перевозчиками, чтобы они могли работать на старой технике. Эксперты отмечают, что проблемы с поставками автобусов Volgabus начались еще до начала второго этапа реформы и для завода-изготовителя это практически закономерность.
Городской комитет по транспорту решил переходить на новый подвижной состав в рамках третьего этапа Новой модели транспортного обслуживания (НМТО), который должен начаться 15 июля, постепенно. Как сообщили «Ъ-СПб» в пресс-службе комитета, решение было принято «по опыту запуска второго этапа»: вместо планируемых 693 новых низкопольных автобусов на 94 городских маршрутах в данный момент вышло 450 единиц техники на 57 маршрутах.
«Из-за перестройки логистических цепочек у производителей были скорректированы сроки поставки новых автобусов к нам, в Петербург. Поэтому на 88 маршрутах будут временно работать 378 автобусов большого и среднего класса 2015–2020 годов выпуска. Отмечу, что это менее 15% от общего объема техники в рамках новой модели транспортного обслуживания»,— сообщил врио главы комитета по транспорту Валентин Енокаев в официальном Telegram-канале комитета.
По его словам, новые газомоторные автобусы будут направляться на маршруты по мере их поступления. «Планируется, что к 15 сентября в город прибудут 92 автобуса. Следующую партию — 112 единиц — ожидаем не позднее 15 октября. И закончится обновление подвижного состава к 15 ноября, когда автобусные заводы отгрузят последнюю партию техники в количестве 174 автобусов»,— уточнил он. Ранее планировалось, что 15 июля на 156 автобусных маршрутов выйдут 1244 новых автобуса на газомоторном топливе.
В пресс-службе комитета по транспорту также уточнили для «Ъ-СПб», что для обеспечения требований Федерального закона №220-ФЗ с перевозчиками, по чьим маршрутам будут временно курсировать такие автобусы, планируется заключить дополнительные контракты. Для этого ведомство подготовило изменения в нормативных документах, утверждающих реестр внутригородских и смежных межрегиональных маршрутов (в Петербурге и Ленобласти). Речь идет о маршрутах, обслуживаемых ООО «Вест-Сервис» (входит в подконтрольную Леониду Бондаренко ХК «Питеравто»), уточнили в комитете.
Планировалось, что компания должна закупить для транспортной работы в рамках НМТО 1375 автобусов Volgabus большой (830 машин) и средней (545 машин) вместимости. По словам источников в транспортной отрасли, именно с поставкой последних — машин модели 4298, разработанной специально для Петербурга в соответствии с техническими требованиями комтранса — и возникли проблемы. В компании «Вест-Сервис» не ответили на письменный запрос «Ъ-СПб», комментарий от ООО «Волгабас Групп» также оперативно получить не удалось.
ООО «Волгабас Групп» зарегистрировано в 2020 году как новая головная компания холдинга, с 1995 года выпускающего автобусы под маркой Volgabus. Имеет две производственные площадки: во Владимире, а также в Волжском Волгоградской области. По данным «СПАРК-Интерфакс», в «Волгабас Групп» 18% принадлежат Алексею Бакулину, еще 20% — у Анатолия Бакулина, по 1% — у Совкомбанка и Рустама Яппарова, а основная доля, 60%, принадлежит ООО «Реновация», в котором 50% — у ООО «Мидстрим Групп» Дмитрия Стрежнева, еще 50% — у ООО «ЛК "Мегаполис"» Леонида Бондаренко, бенефициара «Питеравто» и единоличного владельца ООО «Вест-Сервис».
Автоэксперт Владислав Булгаков уточняет, что у холдинга «Питеравто» проблемы с выпуском нового подвижного состава возникли еще в начале второго этапа реформы: 1 июня на маршруты перевозчика должны были выйти 147 новых автобусов среднего класса, но пока вышло лишь 30 машин. Вместо них сейчас ездят новые автобусы большого класса, а там, где должны быть автобусы большого класса, остались старые автобусы на старых договорах. «Только вот после 15 июля старые договоры не продлить, так как вступает в полную силу 220-ФЗ, а по новым контрактам эта техника никак не соответствует техзаданию, и город не имеет права оплачивать ее транспортную работу. Соответственно, комитет по транспорту должен объявить тендеры на обслуживание этих маршрутов старой техникой на короткий срок (от одного до трех месяцев). Причем у властей на это мало времени, ведь аукционы, по-хорошему, надо объявлять уже сейчас»,— говорит эксперт.