Выезд без оснований

Снятие ограничений на пересечение границы обнадежило автобусных операторов

После сообщения о снятии ограничений России на пересечение сухопутной границы в соседние страны автобусные операторы корректируют свои программы под планируемый растущий спрос на поездки в Финляндию и Эстонию. В частности, увеличивают рейсы в Хельсинки и Таллин из Санкт-Петербурга, при этом стоимость билетов пока держится на прежнем уровне. Однако эксперты прогнозируют в долгосрочной перспективе затухание туристического потока из-за международного напряжения и ослабления контактов.

Туристический автобус на МАПП Брусничное

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

На заседании оперативного штаба под руководством заместителя председателя правительства Татьяны Голиковой было принято решение о снятии с 15 июля ограничений на пересечение сухопутной границы, введенных из-за пандемии коронавируса в 2020 году. Таким образом, появилась возможность посещать с туристическими целями Финляндию и Эстонию без необходимости предъявлять документы о наличии «особых причин» на выезд. Кроме того, снимаются все, кроме необходимости предъявить результаты ПЦР-теста, ограничения на въезд в РФ для иностранцев и лиц без гражданства.

По данным Росстата, в 2019 году Финляндию посетили более 3,6 млн россиян. Только в новогодние каникулы 2020 года, до введения коронавирусных запретов, наземные пункты пропуска Выборгской таможни в Финляндию пересекли 224 тыс. человек. В связи с пандемией коронавируса поток туристов значительно сократился: в 2020 году в финских отелях останавливались 106,2 тыс. граждан РФ, в 2021 году — 15,2 тыс. За первые четыре месяца 2022 года поток немного вырос — до 9,3 тыс. россиян.

В конце июня были сняты ковидные ограничения на сухопутных границах со стороны Эстонии и Финляндии, но россияне не могли приезжать в эти страны в качестве туристов из-за ограничений на российской границе (распоряжение правительства РФ №635-р от 16 марта 2020 года). Выехать из России можно было только при наличии веских причин: вида на жительство, второго гражданства, работы, родственников или на лечение. Теперь ограничения сняли.

Из Петербурга границу пересечь можно на личном транспорте при наличии «зеленой карты» через пункты в Ваалимаа, Нуйямаа и Иматре, которые работают круглосуточно. До марта 2022 года добраться до Хельсинки можно было на поезде «Аллегро». Однако финские власти закрыли маршрут, объяснив это его «нецелесообразностью».

Автобусные перевозчики начали корректировать свои программы в сторону увеличения количества рейсов. Во время ограничений автобусы не переставали ходить из Петербурга в Финляндию, но для использования маршрута раньше нужны были «веские основания», о которых сказано выше. 4 июля международный перевозчик Lux Express сообщил на официальной страничке «Вконтакте», что с 8 июля добавит ночной автобусный рейс по маршруту Хельсинки — Петербург. В расписании теперь заявлено три рейса в день, а стоимость билетов — от €50. Кроме того, перевозчик продолжает выполнять рейсы до Таллина, стоимость от €34.

По словам заместителя гендиректора по управлению пассажирскими перевозками АО «Совавто-Санкт-Петербург» Владимира Германа, после отмены коронавирусных ограничений есть все шансы не только повторить результаты 2019 года по туристическому потоку, но и превзойти их.

«Ожидаем увеличения спроса на поездки в Финляндию как для дальнейшего транзита через аэропорты Финляндии, так и в туристических целях (отдых, круизы на паромах в Швецию, поездки одного дня). В 2019 году автобусами "Совавто" для поездки в Финляндию и обратно воспользовались 69 620 пассажиров. Да, планируется запуск во второй половине июля ночного рейса из Санкт-Петербурга в Хельсинки и дневного из Хельсинки в Санкт-Петербург и открытие еще одного рейса в Лаппеенранту в конце июля — начале августа. В настоящее время идет процесс набора водителей автобусов. В теперешней ситуации каждое снятие ограничений сопровождается всплеском покупок билетов как на сайте "Совавто", так и на сайтах наших партнеров и в кассах автовокзалов. Наши цены не менялись в течение последних четырех месяцев, и их повышение в настоящее время не планируется»,— прокомментировал Владимир Герман.

Согласно данным сайта, стоимость билета из Санкт-Петербурга до автовокзала Кампли (Хельсинки) у данного оператора стоит 4600 рублей в одну сторону. Время в пути — чуть более восьми часов. Также соответствующие маршруты есть у оператора Ecolines (от 4900 рублей в одну сторону до Хельсинки, от 3600 рублей до Лаппеенранты и от 2700 рублей до Таллина).

«Туристский поток из Санкт-Петербурга в Финляндию особенно и в Эстонию хорошо налажен и действует уже несколько десятков лет. Так как у многих петербуржцев открыты долговременные визы. Приграничный туризм развивается более 30 лет и выгоден всем сторонам. Однако текущая ситуация оказывает серьезное влияние на сложившиеся экономические и культурные связи. Снятие ограничений, конечно, оживит туристские обмены и, возможно, в текущем году сработают инерционные механизмы регулирования спроса, но в дальнейшем ситуация будет меняться в сторону затухания этого туристского канала по причине международного напряжения и ослабления контактов. В случае с Финляндией можно отметить, что рыночные факторы вторичны и даже при наличии налаженной инфраструктуры потоки будут сокращаться»,— считает профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ имени Плеханова Елена Джанджугазова.

У туроператоров тоже пока нет планов по выставлению в продажу туров в Финляндию. Опрошенные компании отмечают проблемы с получением виз из-за большого потока желающих. Кроме того, туристы могут столкнуться с проблемами по оплате, ведь российские банковские карты (Visa, MasterCard) в Европе не действуют.

Алла Михеенко, Вячеслав Калашников

Вся лента