Директор отпросился на работу
Обвиняемого в мошенничестве экс-главу «Метроэлектротранса» Асфана Галявова освободили из-под домашнего ареста
Верховный суд Татарстана пошел навстречу трудовому коллективу «Таткоммунэнерго» и «вернул к работе» генерального директора предприятия Асфана Галявова, прежде возглавлявшего казанский «Метроэлектротранс». С 18 июня он находился под домашним арестом в связи с обвинениями в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Данную меру пресечения обжаловала его защита. Суд постановил заменить арест запретом определенных действий. Теперь господин Галявов может ходить на работу, но не пользуясь мобильным телефоном и интернетом.
Вчера Верховный суд Татарстана рассмотрел апелляционную жалобу экс-руководителя МУП «Метроэлектротранс», а ныне — гендиректора «Таткоммунэнерго» Асфана Галявова на домашний арест. Он был задержан 17 июня по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а на следующий день Советский районный суд Казани избрал для него меру пресечения.
На заседании стало известно, что второй отдел по расследованию особо важных дел СУ СКР по Татарстану 15 июня возбудил уголовное дело о мошенничестве в отношении неустановленных лиц. Через два дня фигурантом этого дела стал Асфан Галявов. Заместитель руководителя отдела Елена Ахметзянова, настаивая на домашнем аресте, в райсуде говорила, что на свободе обвиняемый может «скрыться от следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей». Она также заявляла, что «в настоящее время не установлены другие участники преступления».
Асфан Галявов занял пост генерального директора МУП «Казгорэлектротранс» в 2002 году, а через два года перешел на ту же должность в МУП «Метроэлектротранс», где проработал до 2021 года. МУП «Метроэлектротранс» было образовано в 2004 году в связи со строительством метрополитена в Казани (первые станции открылись в 2005 году). При господине Галявове к 2016 году в Казани существенно обновился транспортный парк — было заменено 203 троллейбуса и 92 трамвая. Также началось строительство второй ветки метро. «Метроэлектротранс», по данным на 2020 год, обслуживал 11 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 273,2 км силами 140 троллейбусов, а также шесть трамвайных маршрутов (180,5 км, 82 трамвая). Единственная линия метрополитена состоит из 11 станций (курсируют 15 составов электропоездов из 51 вагона). Отставке господина Галявова предшествовала череда возгораний казанских трамваев.
Сумму ущерба от мошенничества, в котором обвиняют Асфана Галявова, в суде не называли. По данным источников «Бизнес Online», расследование связано с хищением 12 млн руб., предоставленных в 2019 году «Метроэлектротрансу» на переподготовку сотрудников предпенсионного возраста в рамках нацпроекта «Демография». В СКР и УБЭП считают, что договор с субподрядчиком, который должен был организовать переобучение, был фиктивным, а деньги были присвоены.
Один из адвокатов Асфана Галявова Айрат Уразманов настаивал на том, что его доверителя следует отпустить на свободу без каких-либо ограничений. «В материалах органов предварительного следствия не были представлены никакие данные, свидетельствующие о том, что необходимо избрать в отношении Галявова меру пресечения. С учетом того, что основания для избрания меры пресечения в материалах дела отсутствуют, мы и в суде первой инстанции, и в жалобе заявляем позицию: меру пресечения в отношении Галявова следует отменить»,— заявил он суду. Его позицию поддержали коллега Руслан Иманов и сам подзащитный.
Кроме того, господин Уразманов зачитал и передал суду коллективное обращение работников «Таткоммунэнерго». «Трудовой коллектив просит вернуть к работе и жизнедеятельности Галявова Асфана Галямовича, так как его непосредственное участие в ежедневной работе организации позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение в 19 районах республики Татарстан, где проживает один миллион человек»,— говорится в обращении. Подчиненные охарактеризовали господина Галявова как «неординарного профессионального руководителя, глубоко порядочного человека, создавшего здоровую обстановку на предприятии».
В обращении также подчеркивается, что с приходом Асфана Галявова на предприятии «заметно улучшились трудовые условия»: увеличилась заработная плата, введены ежемесячные премии, решена проблема несвоевременных выплат вознаграждения работникам. «В связи с отсутствием нашего генерального директора возникли вопросы, решение которых может найти только Асфан Галямович, компетентность которого у нас не вызывает сомнений»,— написали сотрудники «Таткоммунэнерго».
Прокурор Рифат Сафиуллин просил суд оставить постановление Советского райсуда без изменения. Он назвал выводы суда первой инстанции «достаточно мотивированными» и заявил, что они «не вызывают сомнений в своей правильности».
Сам Асфан Галявов, выступая за трибуной, был немногословен. Он попросил изменить меру пресечения и вернуть его к работе, обязался «никуда не скрываться, ни на кого давления не оказывать» и «выполнять все обязательства, которые будут установлены судом».
Выслушав мнения сторон, судья Андрей Телишев через несколько минут пребывания в совещательной комнате заявил: «Постановление Советского районного суда от 18 июня 2022 года в отношении Галявова отменить и принять новое решение. Избрать меру пресечения в виде запрета определенных действий сроком на один месяц 10 суток, то есть до 15 августа 2022 года». Суд запретил обвиняемому выходить из дома с 22:00 до 6:00 (за исключением явки в органы следствия и нахождения в больнице на стационарном лечении), общаться со свидетелями и потерпевшими по уголовному делу, а также использовать мобильный телефон и выходить в интернет.
Асфан Галявов отказался давать какие-либо комментарии по итогам заседания. Он лишь утвердительно кивнул головой, когда его спросили, сможет ли он теперь ходить на работу. «Мы пока воздержимся от дачи каких-либо пояснений. Это позиция защиты»,— коротко ответили его адвокаты на вопрос журналистов о существе предъявленных обвинений.