Электричеству не дали воду
Запуск новых речных трамваев в Москве задерживается
Анонсированный властями запуск в Москве речных судов как вида городского общественного транспорта задерживается. С 1 июля на два круглогодичных маршрута — от Киевского вокзала до Филей и от Печатников до Автозаводского моста — должны были выйти 50-местные электрические речные трамваи с панорамным остеклением. Власти указывают на «возникшую необходимость в сжатые сроки заменить часть компонентов, оптимизировать логистические цепочки» и перейти «от иностранных запчастей на российские узлы» и осторожно говорят о запуске проекта до конца года. Производитель плавсредств рассказал “Ъ” о задержках с получением сидений, информационных экранов и элементов интерьера, сообщив о планах вывести на маршруты четыре речных трамвая в сентябре.
О запуске движения первых электрических судов на Москве-реке «в тестовом формате» до конца 2022 года сообщил замглавы столичного департамента транспорта Алексей Митяев. Чиновник признал, что по условиям пятнадцатилетнего контракта подрядчик — АО «Водоходъ. Пассажирский порт» — должен был запустить движение уже к 1 июля. Задержка объясняется «возникшей необходимостью в сжатые сроки заменить часть компонентов, оптимизировать логистические цепочки» и «почти полным переходом от иностранных запчастей на российские компоненты и узлы в условиях санкционных воздействий». Сроки запуска первых кораблей нового типа господин Митяев не назвал.
О скором возврате в Москву речных судов как вида общественного транспорта в мае 2022 года заявил столичный мэр Сергей Собянин. Предполагалось запустить два регулярных маршрута — от парка «Фили» до Киевского вокзала и от Печатников до Автозаводского моста. На маршрутах планировалось использовать электрические суда, принимающие оплату проезда обычными билетами, картами «Тройка» или с помощью Face Pay. Пятнадцатилетний контракт жизненного цикла на сумму 19,5 млрд руб. был заключен с ОАО «Пассажирский порт» (дочерняя компания крупнейшего в РФ оператора речных круизов «Водоходъ»). Москве должны поставить 21 судно на электротяге, 23 понтонных плавучих причала, шесть береговых зарядных станций и два «пункта базирования флота». Речь идет о 50-местных стальных плавсредствах длиной около 22 м с двумя электродвигателями (по 134 кВт каждый), LFP-батареями (на 470 кВт•ч) и туалетом. По условиям контракта суда должны быть способны развивать крейсерскую скорость в восемь узлов (14,8 км/ч), обладать десятичасовым запасом хода, проходя на одной зарядке 205 км летом и 105 км зимой. Анонсировались панорамное остекление и светодиодная подсветка по периметру плавсредства (из пяти меняющихся цветов). Для судов монтируются круглые понтонные причалы двух размеров — с радиусом в 10 м и 16 м — с кафе, информационными экранами и велопарковками. Для экономии времени трамвайчики должны швартоваться к понтонам носом, а не бортами.
В контракте оговаривалось, что с 1 июля 2022 года на маршруте от Филей к Киевскому вокзалу (с остановками, например, в «Москва-Сити» и у моста «Багратион») должны были начать курсировать пять кораблей, а на маршруте от Печатников до ЗИЛа (с четырьмя остановками) — четыре. Алексей Митяев сказал, что запуск пяти судов будет перенесен на 2023 год, а в пятнадцатилетний контракт внесут коррективы. В «Водоходе» не ответили на запрос “Ъ”.
Корабли строит верфь в Ленинградской области компании «Эмпериум» (ее инвестором выступает банкир Александр Лебедев). Исполнительный директор «Эмпериума» Денис Ткачев сказал “Ъ”, что сроки спуска судов на воду затянулись из-за логистических проблем. В частности, верфь не успела получить в срок сиденья, информационные экраны и некоторые другие элементы интерьера. С поставками основных компонентов, в том числе двигателей и батарей, по его словам, проблем нет. «Искали варианты доставки в Россию. Напрямую не проехать, поехали вокруг, через третьи страны. Никакого коллапса и глобальных проблем нет»,— пояснил господин Ткачев. Ранее, отметим, он оценивал локализацию производства электрических судов на уровне 80%. Алексей Митяев заверил, что моторы на судах будут «полностью отечественного производства».
По словам Дениса Ткачева, сейчас Москве передано одно электрическое судно, в августе поставят еще три, а пассажирское движение планируется запустить в сентябре 2022 года — к Дню города. В столичной мэрии сообщили, что сначала запустят маршрут от Киевского вокзала до Филей. Полностью электрический флот укомплектуют к 2023 году, пообещал господин Митяев, не исключив, что «в будущем это будут беспилотные суда».