Мэрия зрит в корень
Суд запретил администрации Ульяновска сносить снесенные тополя
Ленинский райсуд Ульяновска своим определением по иску экозащитницы Наталии Лазаревой принял обеспечительные меры и запретил мэрии сносить девять взрослых тополей рядом с магазином «Пятерочка» в районе авиастроителей. Однако, несмотря на протесты жителей и экологов, мэрия успела до судебного запрета снести тополя, настаивая, что это необходимо для ремонта ливневой канализации. Между тем в МБУ «Дорремстрой» отмечают, что пока не уверены в необходимости ремонта, но даже проведение его, скорее всего, не потребовало бы уничтожения зеленых насаждений. Юристы полагают, что чиновники администрации действовали в интересах бизнеса. Депутаты гордумы считают проблему сноса зеленых насаждений системной, а обоснования мэрии — сомнительными, гордума направила материалы по сносу тополей «в компетентные органы».
В среду на сайте Ленинского районного суда Ульяновска была размещена информация о принятии к рассмотрению иска руководителя региональной общественной организации «Правовое экологическое сопротивление» Наталии Лазаревой к администрации города, городскому управлению по охране окружающей среды и МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению» с требованием признать незаконным порубочный билет от 20 апреля 2022 года и «применить меры предварительной защиты в виде запрета сноса деревьев» до окончательного решения суда.
Как отмечается в иске, еще 4 апреля 2022 года «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска» обратился в мэрию с заявлением о сносе девяти тополей, расположенных рядом с магазином «Пятерочка» (проспект Генерала Тюленева, 29, район авиастроителей, именуемый среди ульяновцев «новым городом»). 20 апреля заявительница приняла участие в комиссионном обследовании деревьев и возражала против их сноса, однако на подписание акта обследования, состоявшееся в тот же день, приглашена не была. В тот же день был оформлен и порубочный билет на снос тополей. Заявительница также отмечает, что обследование орнитологов показало, что ни снос, ни обрезка тополей в это время недопустимы, поскольку на тополях находятся гнезда грачей, работы могут привести к гибели слётков, и разрешение на снос — нарушение федерального законодательства.
Начиная с 20 апреля экозащитники и жители микрорайона обращались в различные инстанции с требованием не допустить сноса тополей. Их обращения были направлены депутатам гордумы и заксобрания, в прокуратуру, однако мэрия настаивала на сносе деревьев. В июне заместитель прокурора Заволжского района Ульяновска Александр Нагорный ответил на запрос жительницы района Елены Сергеевой, что нарушений в выдаче порубочного билета не обнаружено, снос проводится по заявлению МБУ «Дорремстрой» в связи с тем, что корневая система тополей разрушает конструкции ливневой канализации, «что может привести к разрыву системы и невозможности проведения ремонтных работ», запланированных на 2022 год. В то же время прокурор подтвердил, что в связи с тем, что не окончен период гнездования птиц, «снос будет произведен после окончания указанного периода» (в конце июля).
Тем не менее уже 28 июня сотрудники центра по благоустройству и озеленению начали снос тополей. Экозащитники, вставшие под тополя, попытались остановить уничтожение деревьев, звонили в прокуратуру, депутату Госдумы Сергею Морозову, пообещавшему не допустить сноса, сенатору Айрату Гибатдинову, который сообщил, что руководитель управления по благоустройству мэрии Ульяновска Александр Ермаков «пообещал прекратить работы». Тем не менее в последующие дни мэрия все-таки продолжила спил тополей, и к моменту, когда суд запретил их снос до вынесения решения, все девять деревьев были фактически спилены (пять — под корень, от четырех остались «столбы» высотой в 2–3 метра).
Мэрия Ульяновска продолжает настаивать, что ее действия законны. На запрос «Ъ» в администрации привели те же аргументы о необходимости ремонта ливневой канализации, добавив, что «гнезда на указанных тополях покинуты: птенцов и кладок яиц в них не было».
Район авиастроителей, о котором идет речь, строился в восьмидесятые годы прошлого века, его градостроительные решения в то время считались самыми современными и экологичными. Тротуары от дорог в нем отделены полосами зеленых насаждений. Именно на такой полосе и снесли тополя. Как отметил «Ъ» руководитель СРО управляющих компаний «Симбирский дом» Григорий Николаев, такие полосы были необходимы в качестве естественного фильтра для жилых домов, предохраняющего от выхлопных газов и пыли, непушащие пирамидальные тополя завозились специально из республик Средней Азии.
Специалисты, знакомые с системой ливневой канализации нового города, пояснили «Ъ», что все системы ливневой канализации, как и теплотрассы, расположены под дорогами, а под зелеными зонами вдоль дорог никаких коммуникаций, о которых заявляет мэрия, нет. Новый директор МБУ «Дорремстрой» Александр Леонтьев (назначен в середине мая) подтвердил, что трубы «ливневки» проходят под дорогой, а не под тополями, хотя корни могут дойти и до них. Он сказал «Ъ», что «заявку на снос писал прежний директор», сейчас МБУ пытается разобраться, нужен ли ремонт, и в каких объемах. Относится ли данный участок к «проблемным», и требуется ли там ремонт «ливневки», он сообщить не смог. Господин Леонтьев также отметил, что даже если придется делать ремонт и очистку от корней, можно будет обойтись без вскрытия асфальта с помощью специализированной техники, а если и придется вскрывать ливневку и обрубать какие-то корни, вполне возможно, это позволило бы тополям жить дальше.
На запрос «Ъ» о законности планов по сносу деревьев, направленный еще 15 апреля, прокуратура Ульяновской области не ответила.
Юрист и правозащитник Константин Толкачев, представляющий в суде интересы Наталии Лазаревой, уверен, что «дело совсем не в ливневке», «она, похоже, лишь повод для сноса тополей, которые, видимо, мешают тому же магазину „Пятерочка“». По его словам, «проблема — системная, в новом городе уже множество деревьев отдано без каких-либо оснований под снос в связи с интересами бизнеса».
Ситуацию со сносом тополей, «получившую столь значительный общественный резонанс», депутаты гордумы по инициативе вице-спикера Дениса Седова обсуждали в понедельник на совместном заседании комитетов гордумы, а затем, в среду, на заседании городского парламента. «Непонятны истинные мотивы сноса зеленых насаждений. Высказанная администрацией города инициатива о необходимости ремонта ливневой канализации не получила объективного подтверждения». По словам вице-спикера, решением гордумы материалы по сносу тополей «направлены в компетентные органы» — в полицию, природоохранную прокуратуру и минприроды, для правовой оценки и возможного возбуждения административного или уголовного дела.