Мир на фоне спецоперации
Партии знают, что говорить избирателям перед муниципальными выборами в Москве
«Справедливая Россия — За правду» (СРЗП), «Яблоко» и ЛДПР утвердили своих кандидатов на муниципальные выборы в Москве. На 1417 депутатских мандатов эсеры выставят 626 человек, либерал-демократы — 381, «Яблоко» — 229 (в 2017 году эта партия заняла на муниципальных выборах в Москве второе место по числу мандатов). Таким образом, все основные политические силы Москвы закончили формирование своих списков. Все предвыборные программы партий сосредоточены вокруг районных проблем, но кандидаты будут затрагивать и тему специальной военной операции. Парламентские партии рассчитывают, что поддержка спецоперации даст им дополнительные политические очки, а «яблочники» собираются выступить со «смягченной» антивоенной риторикой и не намерены отказываться от своей позиции даже в случае снятия кандидатов и преследования активистов.
Последние три дня конференции партий, желающих участвовать в столичных муниципальных выборах, следовали одна за другой: «Справедливая Россия» утвердила списки 5 июля, «Яблоко» — в ночь на 7 июля, ЛДПР — 7 июля.
Лидер московского отделения СРЗП Дмитрий Гусев сообщил “Ъ”, что партия выдвинула 626 кандидатов, хотя заявок было более 900. Кто-то сам передумал участвовать, а кто-то не прошел партийный отбор, пояснил партиец: «Мы с каждым кандидатом подписываем два документа — меморандум, который является нашей политической программой на ближайшие годы, и соглашение по работе будущего депутата». Меморандум касается районных и городских проблем: так, СРЗП обещает защищать экологию и культурное наследие, а также требовать новых мер социальной поддержки москвичей. В соглашении говорится, что, помимо исполнения меморандума, кандидаты должны «поддерживать федеральную и городскую программу партии», «исполнять решения конференции и совета регионального отделения» по общегородским вопросам, а в 2023 году поддержать выдвинутого эсерами кандидата в мэры Москвы.
Координатор московского городского отделения ЛДПР Дмитрий Кошлаков-Крестовский рассказал “Ъ”, что по итогам конференции выдвинут 381 кандидат. По его словам, ЛДПР заявилась на выборы «точечно там, где ее кандидаты могут избраться» — например, сам господин Кошлаков-Крестовский выдвигается на Якиманке. В своей программе ЛДПР сконцентрируется на помощи москвичам, пояснил либерал-демократ, но уточнять подробности не стал, признав лишь, что «эта избирательная кампания ЛДПР будет немножко не похожа на кампании последних лет».
Ранее с кандидатами определились и остальные парламентские партии: «Единая Россия» выдвинула 1417 человек, КПРФ — 984, «Новые люди» — 580. Все они намерены концентрироваться на проблемах москвичей. В ЕР заявили, что сформировали программу на основании «47 тыс. наказов жителей города», а «Новые люди» запустили «Конкурс городских проектов». КПРФ в своей программе усилила идеологическую составляющую и зовет избирателей на участки, не доверяя инструментам дистанционного электронного голосования.
И коммунисты, и ЕР намерены использовать на выборах и тему спецоперации: обе партии рассчитывают конвертировать в голоса москвичей помощь, которую они оказывают Донбассу. В свою очередь вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов в беседе с корреспондентом “Ъ” назвал партийных кандидатов «носителями Z-повестки»: «Мы знаем, что многие москвичи работают волонтерами на освобожденных территориях, и наш долг — защитить их права здесь, в Москве».
«Яблоко» станет единственной участвующей в выборах партией, которая сосредоточит свою предвыборную повестку вокруг критики спецоперации. «У нас нет цели лезть на рожон, мы смягчим формулировки, но повестка все же будет такой»,— рассказал “Ъ” источник в партии. Хотя текст программы «Яблока» будет основан на районных вопросах, это скорее «формальность», говорит собеседник “Ъ”. «Эта избирательная кампания и голосования за кандидатов от "Яблока" — не голосование по благоустройству дворов. Это легальная и мирная возможность поддержать ценности, которые мы отстаиваем»,— заявил на конференции председатель партии Николай Рыбаков. Все выдвинутые партией кандидаты должны подписать специальную форму. В ее первоначальном варианте кандидатам предлагалось «вести кампанию как антивоенную», но формулировка вызвала много споров, а некоторые кандидаты даже отказались подписывать ее в таком виде. В итоге текст документа смягчили (его итоговая редакция пока недоступна), но в целом партия не изменила позицию: «Мы не можем уйти от главной темы. Наш долг перед страной — вести кампанию, объясняющую, что происходит»,— говорит основатель «Яблока» Григорий Явлинский. Глава столичного отделения Сергей Иваненко пояснил, что кандидаты, которые не захотят подписывать соглашение, «будут удалены из списка».
Впрочем, «яблочники» не исключают, что могут и вовсе отказаться от участия в выборах: такой сценарий возможен для защиты актива в случае массовых и жестких преследований. Пока партийцы приняли заявление «о репрессивном давлении на кандидатов», в котором отметили, что более 20 членов партии находятся под административным или уголовным преследованием. Если дела продолжат возбуждать, «Яблоко» оставляет «за собой право принять все необходимые решения, соответствующие ситуации».
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что возможности муниципальных депутатов в Москве сравнительно невелики, поэтому и большой мотивации участвовать в местных выборах у партий нет. Та часть избирателей, которая не склонна поддерживать спецоперацию на Украине, деморализована и мало интересуется муниципальными выборами, полагает господин Виноградов. Впрочем, к осени ситуация может и измениться — как это отчасти уже было в 2017 году, когда поначалу вокруг муниципальных выборов тоже не было ажиотажа, напоминает эксперт: «Инерционный сценарий предполагает, что выборы будут скорее техническим мероприятием — но только если действия власти, в том числе федеральной, не приведут к резкой политизации антивластного избирателя».