Санкции ударили по шопингу
Жители Татарстана сократили траты в магазинах и ресторанах
Согласно последним данным Татарстанстата, в республике продолжается сокращение потребительского рынка. По итогам мая 2022 года оборот розничной торговли в регионе сократился на 8,3%, а оборот общественного питания — на 1,4%. При этом жители все меньше покупают непродовольственные товары, а на продукты питания траты в магазинах даже немного увеличились. Эксперты связывают такую тенденцию с санкциями западных стран против России, в результате чего многие зарубежные сетевые магазины и рестораны покинули отечественный рынок. Они рассчитывают на оживление потребительского рынка к концу года, когда начнется «перенастройка новых логистических маршрутов и налаживание производства многих товаров» в стране.
Оборот розничной торговли республики в мае 2022 года составил 98,1 млрд руб. Это на 8,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил Татарстанстат. Негативная тенденция наблюдается в регионе второй месяц. Так, в апреле падение торгового оборота составляло 10% к уровню апреля 2021 года. По итогам пяти месяцев 2022 года сокращение объемов торговли составило 2,3% и достигло 479,8 млрд руб.
Из доклада органов статистики следует, что жители Татарстана значительно сократили траты на непродовольственные товары. Оборот торговли ими в мае сократился на 17,1% к соответствующему периоду прошлого года и составил 50,4 млрд руб. В апреле сокращение составляло 18%, в марте — 0,5%.
В то же время траты на продукты питания только выросли. Оборот торговли пищевыми продуктами в мае 2022 года составил 47,7 млрд руб., что на 3,6% больше, чем за такой же месяц в прошлом году. В апреле рост оборота достигал 0,9%.
Татарстанстат сообщил о сокращении товарных запасов у магазинов. Их объем в денежном выражении составил 62,6 млрд руб., что на 3,2% меньше, чем годом ранее. Впрочем, ситуация стала лучше, чем была в апреле, когда сокращение достигало 7%. В среднем в апреле—мае магазины были обеспечены запасами на 46 торговых дней.
Оборот общественного питания в Татарстане также сокращается. По итогом мая выручка баров, кафе, ресторанов, а также столовых при учреждениях и предприятиях составила 4,3 млрд руб. В сопоставимых ценах это на 1,4% меньше, чем годом ранее. В апреле падение выручки к прошлому году достигало 7%. В целом же за пять месяцев оборот общепита незначительно вырос — на 0,5%. Однако надо учитывать, что в прошлом году действовали ограничения на работу общепита в ночное время. В 2022 году этот запрет был снят.
В то же время рынок платных услуг демонстрирует положительную динамику. Его объем в республике по итогам мая 2022 года достиг 27,1 млрд руб. Это на 8,6% больше, чем годом ранее. В первую очередь восстанавливается гостиничный и туристический сектор. Так, объем услуг гостиниц в мае вырос на 36,3% к аналогичному месяцу прошлого года, туристических агентств — на 41,3%, учреждений культуры — на 42,2%.
Объем бытовых услуг по итогам мая увеличился на 15% к маю прошлого года. При этом наилучшую динамику показали парикмахерские и косметические услуги (+30,1%) и ритуальные услуги (+27,3%).
Татарстанстат также сообщил о росте средней заработной платы в регионе. В январе—апреле 2022 года она составила 48,5 тыс. руб., что в номинальном выражении больше на 17,8%, чем за аналогичный период 2021 года, а в реальном выражении (с учетом инфляции) — на 3,6%.
«Основная просадка в розничной торговле происходит из-за разрыва логистических цепочек и ухода зарубежных сетевых магазинов, которые подмяли под себя большую часть потоков»,— объясняет директор департамента по продажам финансовых продуктов и услуг инвесткомпании «Вектор Икс» Сергей Звенигородский. По его словам, «просадка не будет глубокой из-за перенастройки новых логистических маршрутов и налаживания производства многих товаров, что ранее завозились из-за рубежа». Однако «этому прогрессу пока препятствует психология большей части бизнеса и власти на местах, а также укрепление рубля». «Пока будет дешевле взять необходимое в Китае или Европе, так и будет»,— отмечает он.
Эксперт указывает, что, «по первичным расчетам правительства, на перенастройку понадобится до двух лет». «Но уже к четвертому кварталу ожидается наполнение спроса за счет изменения ассортимента, а также появления новых отечественных и зарубежных товаров (из "дружественных" стран и параллельного импорта из "недружественных")»,— полагает он. Сокращение оборота общественного питания господин Звенигородский также объясняет уходом с российского рынка ряда зарубежных брендов, также «частично ушел спрос из-за отъезда прослойки граждан, которые питаются там».