Первый иностранный
Юбилей легендарного производства, которого больше нет
Ровно двадцать лет назад, 9 июля 2002 года, был торжественно открыт завод Ford во Всеволожске под Санкт-Петербургом. Предприятие стало своего рода символом нового этапа развития российской автомобильной промышленности и проработало почти 17 лет.
Все советские автомобильные заводы начинали с производства иностранных моделей — правда, это в СССР не принято было афишировать. И предприятия, конечно, были собственностью СССР.
В Российской Федерации сборка иномарок началась в 90-е годы, но такие производства принадлежали либо российским компаниям, таким, например, как «Автотор» в Калининграде, либо являлись СП — как «Автофрамос» в Москве.
Завод во Всеволожске стал первым предприятием, которое было в собственности зарубежного автопроизводителя и было построено «с нуля». И Ford, к слову, стал одним из первых автопроизводителей, который создал в РФ дочернюю компания — ООО «Форд Мотор Компани» было зарегистрировано 19 июня 1997 года, за пять лет до открытия завода.
На первом этапе Ford Motor Company инвестировала $150 млн в строительство завода, который сначала был рассчитан на выпуск 25 тыс. автомобилей в год. Правда, в 2002-м планировали произвести только 600 машин. Но, как говорится, лиха беда начало. Компания уже до пуска завода нашла нескольких российских поставщиков. Борский завод (который, правда, уже принадлежал японской компании) поставлял стекла, петербургская «Эласт-Технологии» — резиновые коврики. Вскоре к ним добавились поставщики металлических и пластиковых деталей. Российские производители оказались вполне способны интегрироваться в структуру глобальной компании, пусть сначала и с не самыми важными деталями. В будущем завод на Всеволожске начнет сам поставлять отдельные комплектующие на европейские заводы Ford.
Строительство закончилось уже в мае 2002 года. И местная администрация, и компания Ford рассчитывали показать производство Владимиру Путину и Джорджу Бушу во время их визита в Санкт-Петербург. Но до Всеволожска добрались только министр торговли США Дональд Эванс и министр экономического развития России Герман Греф.
Поэтому торжественное открытие состоялось 9 июля. Машины к тому времени уже начали собирать, но это было тестовое производство. Сход с конвейера первого автомобиля отметили 23 июля. А до покупателей товарные российские Ford Focus добрались только в начале октября.
Для выпуска в России была выбрана глобальная модель класса С Ford Focus — ее уже делали и в США, и в Мексике, и в нескольких странах Европы. В 1999 году модель получила звание европейского «Автомобиля года». Focus очень эффектно выглядел и радовал водителя устойчивостью и управляемостью. На российского потребителя произвели впечатления не только оригинальный стиль, но и такие редкие тогда устройства, как ветровое стекло с электроподогревом (правда, не в самых дешевых комплектациях) и запирающиеся на ключ крышка бензобака и капот — довольно актуальные в то время меры защиты.
Российское происхождение должно было снизить цену Focus в минимальной комплектации с $13 900 до $10 900. А доступность ее для покупателей помогала обеспечить первая кредитная программа от автопроизводителя Ford Credit.
Вскоре Ford Focus стал лидером российского рынка среди иномарок. Модель была самым продаваем зарубежным автомобилем в России в течение 2003-2011 годов
По пути Ford последовали и другие автопроизводители — Renault запустила производство полного цикла на «Автофрамосе» в 2006 (и окончательно выкупила долю правительства Москвы в этом СП в 2012-м), собственные предприятия в России запустили Volkswagen (2007), Toyota (2007), General Motors (2008), Nissan (2009), PSA совместно с Mitsubishi (2010), Hyundai (2010), Haval (2019), Mercedes-Benz (2019). Параллельно в Россию приходили производители коммерческих автомобилей и комплектующих.
Завод Ford расширялся, наращивал выпуск, осваивал новые модели — второе, затем и третье поколения Focus, а также более крупную модель Mondeo. Ford и российская компания Sollers организовали совместное предприятие с площадками в Елабуге и Набережных Челнах, и наладили там выпуск не только разных моделей автомобилей, но и двигателей.
В марте 2019 года из-за спада продаж Ford объявил о решении прекратить производство в России легковых автомобилей, сохранив выпуск Ford Transit в Елабуге, так как это семейство было лидером среди иномарок в сегменте легких коммерческих автомобилей. Завод во Всеволожске был официально закрыт 20 июня 2019 года, всего лишь три недели не дотянув до своего 17-летия. К сентябрю его законсервировали и после этого уволили последних сотрудников.
В начале февраля 2022 года было объявлено о закрытии сделки по приобретению предприятия во Всеволожске корейской компанией Sungwo Hiteh, которая входит в холдинг Hyundai Motor Group.