«Он надругался над своей должностью»
Мировые СМИ обсуждают отставку Бориса Джонсона
Отставка Бориса Джонсона остается одной из самых обсуждаемых новостей в мире. Комментаторы, кажется, не нашли ни одного доброго слова в адрес самого колоритного премьер-министра Британии последних десятилетий, считая его аморальным и высокомерным. Оценивают они и возможное изменение жесткой позиции Британии в отношении событий на Украине.
The Guardian (Лондон, Великобритания)
Хорошая новость состоит в том, что худший премьер-министр в современной истории Британии уходит. Плохая новость — он еще не совсем ушел… Господин Джонсон руководил в течение трех хаотичных лет… Часть этого хаоса была совершенно предсказуемой, учитывая его прошлое… в журналистике и политике, и вину за это он нес сам. Часть была вызвана сейсмическими глобальными событиями, которые мало кто, включая и его, мог предположить. Он рассчитывал на свою харизму, которая помогла ему победить на выборах в 2019 году, но его подход к руководству никогда не был серьезным или стратегическим… Он заявлял, что понимает британский народ, но, как показали несколько последних… недель, он никогда не разделял и не понимал его нравственность и приличия.
Он вел себя как президент, а не парламентский лидер… Он надругался над своей должностью, поощряя друзей и заключая сделки со спонсорами. До самого конца он не мог дать прямой ответ на прямой вопрос. Он разрушил три консервативных правительства за шесть лет и нанес большой урон международной репутации Британии. Хорошо, что партия и британский народ отделались от него.
Rzeczpospolita (Варшава, Польша)
Джонсон подвел британцев с «Брекситом», который вместо того, чтобы принести королевству благосостояние, только усиливает его проблемы и может даже привести его к распаду… Но в том, что касается Украины, он преследовал удивительно последовательную и дальнозоркую политику… Изменения в политике Лондона могут иметь серьезные последствия, особенно когда в Вашингтоне растут сомнения в том, что с Москвой надо поступать столь жестко… Продолжение нынешней политики Соединенного Королевства зависит от того, кто сменит премьер-министра. Нынешняя руководитель дипломатии Лиз Трасс занимает еще более жесткую политику в отношении России… Но она лишь одна из кандидатов на руководство Консервативной партией.
У ее соперников, таких как бывший министр финансов Риши Сунак или его сменщик Надим Захауи, другой приоритет: сдержать наступающий экономический кризис, что толкает их на (поиск.— “Ъ”) компромисса с Москвой… В любом случае Великобритания будет в значительной степени занята самой собой. Кроме того, новому главе британского правительства потребуется много времени, чтобы поставить себя в такую же экспрессивную позицию, которую занимал Джонсон. Если ему вообще это удастся. А судьба Украины… возможно, будет решена в ближайшие месяцы.
El Pais (Мадрид, Испания)
Прошло немного времени с начала пребывания (Бориса Джонсона на посту премьер-министра.— “Ъ”), когда появились очевидные признаки того, что (он.— “Ъ”) был убежден в том, что существовали правила для всех прочих смертных и отдельные — для него. Терпение консерваторов лопнуло из-за тех вечеринок на Даунинг-стрит… Премьер-министр сначала отрицал их, потом заверял, что совершенно соблюдал закон, а закончил заявлением, что никто из его команды не сказал ему, что они были незаконны и аморальны. Классический Джонсон. Все всегда было виной кого-то еще. Даже в своей речи об отставке он решился заклеймить консервативных депутатов, которые вынудили его уйти, за то, что они поддались «стадному чувству»…
Джонсон никогда не хотел быть частью стада. Всю свою политическую карьеру он культивировал эксцентричный и бунтарский образ хулигана, популиста, человека, к которому испытывали симпатию, очевидного эрудита. Поначалу это увлекло многих избирателей. До тех пор пока страна не попала в две кризисные ситуации — сначала с (пандемией коронавируса.— “Ъ”), потом с экономикой. И тогда сразу стало понятно, что король был голым… Комедия закончилась, даже несмотря на то что Джонсон настаивает на том, чтобы оставаться на Даунинг-стрит… еще несколько недель и даже месяцев. Но, похоже, Консервативная партия не позволит ему занимать сцену сколько бы то ни было долго. Может, пока все это происходило, ему казалось, что это весело. Но для Соединенного Королевства пришло время восстановить свою зрелость и положение в мире.
The New York Times (Нью-Йорк, США)
В конце концов даже того аппетита к риску, который есть у Джонсона, не хватило, чтобы вынести весь багаж допущенных им ошибок. Он допускал поступки, которые, по словам его критиков, демонстрировали чувство вседозволенности и веру в то, что игра по правилам не для него. Критики обвиняли его в плохой организованности — как идеологической, так и административной… Господин Джонсон долго преуспевал, держа нос по ветру настроений в ходе партийных съездов своей партии. Его взъерошенные волосы, по сути, олицетворяли собой его взъерошенную личную и политическую жизнь, которую одни британские избиратели смаковали, а другие — с трудом переносили.
Но нехватка точности действий господина Джонсона в конце концов отразилась на нем самом. Он постоянно привлекал к себе внимание — то посещая тайные вечеринки на Даунинг-стрит во время локдауна, то используя спонсоров партии для оплаты дорогого ремонта своей квартиры, то продвигая депутата, которого ранее обвиняли в недостойном поведении сексуального характера. Все это в конце концов привело к тому, что вся его поддержка среди многих избирателей и членов партии иссякла.
Роль Джонсона в проведении кампании по выходу страны из ЕС, а затем в проведении самого «Брексита», а также руководство страной во время пандемии гарантируют ему место в списке наиболее значимых британских премьер-министров. Но, возможно, больше всего его запомнят за обескураживающий микс слабых и сильных сторон.
Большую часть последних десяти лет динамичная и зажигательная личность господина Джонсона привлекала к себе внимание британского народа и доминировала в британской политике. Но в этот четверг он выгорел также впечатляюще, как в свое время впервые появился на политической сцене.
Frankfurter Allgemeine Zeitung (Франкфурт, Германия)
Он всегда понимал политику так: хотел громкими словами достичь максимально возможного воздействия. Обычные труды, практическое воплощение политических замыслов никогда его по-настоящему не вдохновляли. Такими мелочами занимаются подчиненные — позиция, которая раньше встречалась в британском высшем классе… Он знал, как мастерски «продать» соглашение о выходе из ЕС. Но когда люди на практике увидели, о чем вел переговоры в Брюсселе самопровозглашенный гений с Даунинг-стрит, началось большое разочарование…
Пандемия коронавируса и борьба с ней окончательно продемонстрировали темные стороны Джонсона. Сначала он недооценил эпидемию, потом принимал непродуманные решения. А когда он признал серьезность положения и сказал об этом британцам, он — как выяснилось задним числом — применял к себе другие правила, чем ко всем остальным… Он поддался заблуждению всех популистов. Им кажется невозможным, что они станут непопулярными… Борис Джонсон потерпел крах не из-за каких-то заговоров, а в конечном итоге из-за своего характера.