Sotheby’s проглядел подделку

Каковы шансы владелицы картины Марка Шагала получить компенсацию

Аукционный дом Sotheby’s сообщил покупательнице, что сам же продал ей подделку картины Марка Шагала «Пара в букете цветов», и теперь ее могут уничтожить. Как пишет The New York Times, Стефани Клегг заплатила $90 тыс. за якобы работу известного художника на торгах в 1994 году. В 2008-м Sotheby's по ее просьбе повторно оценил полотно в $100 тыс. Когда она попыталась продать картину, тот же аукционный дом предложил отправить ее на проверку подлинности в комитет Шагала. Как пишет издание, Клегг объяснили, что это всего лишь формальность. Но экспертная комиссия внезапно признала полотно подделкой и намерена его уничтожить.

Фото: Bobby Yip / Reuters

Такое случается на рынке искусства не впервые, говорит директор аукционного дома Art Sale info Константин Бабулин. По его словам, часто гарантийный срок еще меньше — до трех месяцев: «Есть срок, в течение которого аукционный дом несет ответственность. Sotheby’s и Christie’s , кстати, одни из тех, у которых он составляет три года, до этого было даже пять лет.

У остальных еще меньше — чаще всего три месяца, но это почти ничего, поскольку, пока ты ее получил, пока отправил на экспертизу, они истекают моментально. Экспертизы, которые выдавались до 2010 года, сейчас требуют переподтверждения. Это, можно сказать, обременение — надо обязательно перепроверять, потому что чаще всего результат будет отрицательный».

Теперь Sotheby’s предлагает выплатить Стефани Клегг $18,5 тыс. при следующей продаже произведения искусства на их торгах. В такую сумму обошлись бы комиссионные. Но Клегг это предложение не устроило — она требует $175 тыс. Однако шансов отстоять свои права у покупательницы практически нет, объясняет руководитель ARTinvestment Егор Молчанов:

«Sotheby’s выставил ее в 1994 году, не обратившись в комитет Шагала, который за последние годы, особенно за 2000-е, стал безупречным экспертом по творчеству художника.

В контракте есть особенность: когда вы сдаете картину в комитет на экспертизу, а они признают ее ненастоящей, то имеют право ее уничтожить. Сейчас, когда без его заключения продать картины Шагала просто невозможно, Sotheby’s был вынужден это сделать и получил отрицательное заключение. О том, что аукционный дом дает гарантию всего на три года, коллекционеры спорят давно. Это же не машина, у которой есть срок годности.

Таким образом Sotheby’s просто снимает с себя ответственность за то, что не может досконально разобраться с каждой вещью, которая поступает к нему на торги. Что касается возросшей стоимости при переоценке, это нормальная практика, когда коллекционер по прошествии какого-то времени начинает задумываться о продаже работы и обращается в несколько аукционных домов с просьбой дать предварительную оценку, что, видимо, данная госпожа сделала в 2008 году.

Учитывая, что за последние годы цены на работы Марка Шагала выросли в разы, минимум на 50%, столь низкая оценка, думаю, связана с тем, что у экспертов были какие-то вопросы к подлинности произведения искусства. Владелица картины ничего не может сделать, поскольку в правилах аукциона прописано, что гарантия распространяется на определенный срок. Есть случаи, когда коллекционеры через много лет выясняют, что работа, купленная на крупных торгах, оказалась неподлинной, но результаты судебных процессов оказываются не в их пользу».

При этом картина «Пара в букете цветов» долгое время оставалась в каталоге Sotheby's, пишет The New York Times. По данным аукционного дома, Шагал создал ее примерно в 1950 году, после чего полотно находилось в частных коллекциях в Париже и Нью-Йорке.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Сабина Адлейба

Вся лента