«Небо» и «Солнцепек» в лидерах рейтинга российских фильмов с высоким социальным эффектом
Национальная Медиа Группа (НМГ) представила исследование «Социальные эффекты кино» на Российской креативной неделе (Russian Creative Week 2022), которая проходит в московском парке Горького.
Исследование провел Центр социального проектирования «Платформа» в мае—июне 2022 года. В опросе приняли участие 1400 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек. В рамках исследования были проведены интервью с 55 профессионалами, связанными с кинопроизводством, а также две фокус-группы со зрителями топ-5 социально значимых фильмов.
Мария Залунина, импакт-продюсер, руководитель направления КСО Национальной Медиа Группы, сооснователь клуба «Хедлайнеры. Импакт Медиа»:
— Исследование получилось глубоким и своевременным. Думаю, индустрии важно сегодня чувствовать и понимать, какой контент востребован зрителем. Особенно ценным было узнать, что доверие к российскому кинематографу возросло, 82% оценивают качество российского кино позитивно, и, конечно, для нас важно знать, что зрители сегодня хотят, чтобы кино воспитывало и влияло на ценности человека, меняло стереотипы, вдохновляло на изменения. Так считают уже 60% россиян. Думаю, что в ближайшее время запрос на кино, которое не просто является развлечением, а несет глубокие смыслы, мотивирует, вдохновляет, будет только возрастать, это не значит, что нужно снимать только серьезные драматические картины, юмористические легкие сериалы способны порой еще сильнее повлиять на состояние, поведение и мироощущение зрителя, важно, какие ценности и смыслы они несут.
В ходе исследования составлен первый в России рейтинг российских фильмов, обладающих наибольшим влиянием на зрителей — их ценности и поведение (social impact кино). Также в исследовании представлены топ-5 вызовов для формирующегося в России рынка и «формула» успешного кино социального действия.
Марина Белова, заместитель генерального директора «Пятого канала», директор дирекции программ и маркетинга:
— Импакт-контент с каждым днем становится все актуальнее, и его создание — важнейшая задача медиаиндустрии. НМГ в партнерстве с клубом «Хедлайнеры. Импакт Медиа» и ЦСП «Платформа» выпустила новый рейтинг российских фильмов с высоким социальным эффектом. В него вошли в том числе фильмы «Небо» и «Солнцепек» производства партнера «Пятого канала» — кинокомпании «Триикс Медиа».
Фильм «Солнцепек» был показан на «Пятом канале» 24 февраля 2022 года и прошел с очень высокой долей. Значит, у общества есть запрос на такие фильмы, значит, они нужны. Зрители хотят не только развлекаться, но и видеть на экране то, что их действительно волнует, получать ответы на свои вопросы.
Важно, что в фильме показан образ современного героя, настоящего мужчины. Такие фильмы нужны стране и то, что «Солнцепек» попал в рейтинг фильмов-инфлюенсеров,— прямое тому подтверждение.
То, что мы производим, должно задевать зрителя за живое, вызывать эмоции. Время создавать проекты, меняющие мир к лучшему и вдохновляющие людей и на подвиги в том числе!
Именно для того, чтобы измерить и обобщить социальную значимость кинопроектов, НМГ совместно с клубом «Хедлайнеры. Импакт Медиа» и ЦСП «Платформа» запустила рейтинг российских фильмов с высоким социальным эффектом.
Рейтинг формируется на основе простой формулы: охват плюс индекс влияния. В свою очередь, индекс влияния включает следующие параметры: эмоциональный отклик, вовлеченность, влияние на мнение (оно же — изменение представлений зрителя) и стимул к действию.
Судя по результатам исследования, в лидерах рейтинга — такие проекты, как «Блокадный дневник», «Батя», «Трудные подростки», «Ваша честь», «Пальма», «Небо», «Солнцепек».
Инесса Юрченко, генеральный продюсер х/ф «Небо»:
— Конечно, создателям картины важно осознавать, что фильм получил такой эмоциональный отклик у зрителя. Мы сняли кино прежде всего о человеческих отношениях, любви и настоящих современных офицерах — героях. Людям нужны фильмы такой тематики. В титрах картины значится, что это военная драма. Но в итоге фильм получился больше про людей, благодаря силе характера которых сохраняется мир в самых разных уголках планеты. Сейчас появился запрос от общества на освещение тем, связанных с событиями реальной жизни. «Небо» — первый фильм об операции российской военной группировки в Сирии. Он уникален тем, что снимался не в декорациях, а непосредственно в стране, где шли боевые действия. Это добавляет достоверности и вызывает еще большее доверие у зрителя.
Сергей Щеглов, генеральный продюсер х/ф «Небо» и «Солнцепек»:
— Чувствуешь радость и гордость, когда понимаешь, что работа большой команды получила такую высокую зрительскую оценку. Фильм «Небо» мы создавали совместно с Министерством обороны РФ. В этот проект было вложено много сил и энергии. Подготовительный период занял два года. К созданию картины было привлечено большое число консультантов от Министерства обороны РФ. В основу ленты легла реальная история о героизме наших военных, выполняющих интернациональный долг в Сирийской Народной Республике. Приятно осознавать, что фильм нашел отклик у зрителя, вызвал эмоции, подтолкнул задуматься и сделать выводы.
Кинофильм «Солнцепек» снимался в партнерстве с компанией «Паритет-фильм» по заказу «Аурум». Перед творческой группой «Солнцепека» стояла непростая задача — донести до всех зрителей весь ужас событий произошедших в 2014 году на территории Луганской и Донецкой областей, где убивали людей за то, что они говорят на русском языке. Фильм получился правдивым и поэтому достаточно жестким. Неудивительно, что зрители не смогли остаться равнодушными.
Оба фильма как никогда актуальны в современных реалиях. Мы и раньше понимали, что у нашего общества есть запрос на такого рода фильмы — патриотичные, основанные на реальных событиях. Теперь наши предположения подтвердились реальными цифрами рейтинга фильмов с высоким социальным эффектом.
Александр Колдаков, исполнительный продюсер х/ф «Солнцепек»:
— Фильм о событиях в Донбассе весны 2014 года — важнейшая тема, которая, на наш взгляд, должна быть максимально освещена. Это особенно актуально сейчас — показать российскому зрителю, что привело к современным событиям на Украине. Это беспощадная правда, горькая и болезненная, но такая нужная. Фильм вызывает бурю эмоций у зрителя, и это для нас очень важно. Картины, которые глубоко затрагивают душу, доносят правду, заставляют делать выводы сейчас как никогда востребованы. И я надеюсь, таких фильмов будет становиться больше. Для нашей команды большая радость узнать, что фильм получил такой мощный отклик. Значит, все правильно сделали!
За последние полтора десятка лет социальное действие (social impact) в мире стало третьим критерием успешности кинопродукции наряду с общепринятыми метриками — деньгами (кассовыми сборами) и признанием (наградами). Производство кино социального действия заняло значимую долю кинорынка.
Кино может стать эффективным ресурсом для положительных изменений в обществе. Просмотр фильмов и сериалов по-прежнему остается любимым видом проведения досуга для россиян: две трети населения страны в возрасте от 45 до 54 лет предпочитают его чтению, музыке и компьютерным играм. Среди молодежи приверженцев кинематографа почти вдвое меньше — 34%, 23% из них выбрали компьютерные игры. Завоевать доверие молодого зрителя — серьезный вызов, который стоит перед отечественной киноиндустрией.
Российская креативная неделя проходит в парке Горького с 7 по 10 июля. Организаторами выступили Роскультцентр, АНО «Креативная экономика» и Российский книжный союз при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Материал и фото предоставлены Пресс-службой Триикс Медиа