Последний герой

Как менялась Ангола во время 38-летнего правления Жозе Эдуарду душ Сантуша

Вчера, 8 июля, в Барселоне на 80-м году жизни после продолжительной болезни скончался бывший президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш, который возглавлял страну 38 лет — с 1979 по 2017 год. Вехи его биографии отражают историю независимой Анголы: с юных лет душ Сантуш участвовал в антиколониальной борьбе, вышел победителем из гражданской войны и стал автором «экономического чуда», но оставил тяжелое наследие в виде сырьевой и коррумпированной экономики с чудовищным неравенством. Жозе Эдуарду душ Сантуш был одним из последних политиков, кто мог похвастаться, что был знаком с большинством советских и российских лидеров.

Жозе Эдуарду душ Сантуш

Фото: Ueslei Marcelino / Reuters

Жозе Эдуарду душ Сантуш родился 28 августа 1942 года в Луанде в небогатой рабочей семье иммигрантов с острова Сан-Томе и рос в неблагополучном районе Самбизанга, одном из очагов антиколониального сопротивления. Еще школьником в 1961 году он вступил в партию «Народное движение за независимость Анголы» (МПЛА), одно из национально-освободительных движений левого толка, которое до 1974 года вело борьбу с португальцами, а после обретения независимости боролось за власть с другими националистическими силами.

Почти сразу же, в 1961 году, душ Сантуш был вынужден эмигрировать в Браззавиль (Республика Конго), откуда МПЛА направила его на учебу в СССР. В 1969 году он окончил Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова в Баку с дипломом инженера-нефтяника, а затем продолжил учебу в военной спецшколе. В Баку у него родилась дочь Изабель от брака с гражданкой СССР Татьяной Кукановой. Вернувшись в Анголу в 1970 году, душ Сантуш начал военно-политическую карьеру. Спустя четыре года вошел в ЦК и Политбюро МПЛА, а после обретения Анголой независимости возглавил внешнеполитическое ведомство. После смерти в 1979 году в Москве председателя МПЛА и первого президента Анголы Агостинью Нету 37-летний Жозе Эдуарду душ Сантуш сменил его на обоих постах и оставался у власти до 2017 года.

Во главе страны Жозе Эдуарду душ Сантуш, или Зеду (многие деятели Анголы больше известны по боевым прозвищам), победил в гражданской войне, в которой МПЛА при поддержке Советского Союза, Кубы и Югославии вела борьбу с двумя другими военно-политическими группировками — «Национальным союзом за полную независимость Анголы» (УНИТА) и «Национальным фронтом освобождения Анголы» (ФНЛА). Этот конфликт вскоре стал фронтом холодной войны: антикоммунистические ФНЛА и УНИТА поддержали ЮАР, США и Заир (ныне Демократическая Республика Конго), а взявшая курс на строительство марксизма-ленинизма МПЛА стала стратегическим союзником СССР.

При содействии СССР в Анголе строили школы, больницы, объекты инфраструктуры, в страну поставляли большие объемы гражданской и военной техники. Анголу в общей сложности прошли 11 тыс. советских военных советников.

Жозе Эдуарду душ Сантуш хорошо знал советское руководство. Начиная с Леонида Брежнева, он встречался практически со всеми советскими лидерами (за исключением Константина Черненко, которого застал лишь на похоронах). Но в отличие от своего предшественника — идейного коммуниста Нету — Жозе Эдуарду душ Сантуш выглядел более «аппаратным», умеренным, прагматичным и расчетливым политиком.

Внутри страны он лавировал между партийными группировками, во внешней политике — между военной зависимостью от СССР и экономической — от стран Запада. Параллельно он начал активно осваивать нефтяные богатства Анголы, которые использовал для консолидации власти и строительства, по сути, параллельной экономики «для своих».

Тяжелая гражданская война с УНИТА (ФНЛА была разгромлена еще в 1970-е) с перерывами длилась больше 40 лет и стоила стране около миллиона жизней. Она закончилась лишь в 2002 году окончательным разгромом УНИТА, которая была преобразована в оппозиционную политическую партию. Ради победы душ Сантушу — к тому времени уже опытному политику — пришлось пойти на уступки: он начал переговоры с ЮАР и США, в результате которых ЮАР и Куба вывели свои войска из Анголы.

В течение 1980-х МПЛА отходила от социалистического планирования, а в 1990 году отказалась от идеологии марксизма-ленинизма и взяла курс на строительство рыночной экономики и многопартийной системы.

Добившись решающего военного, финансового и дипломатического перевеса и изолировав УНИТА, в ходе самой тяжелой трехлетней кампании 1998–2002 годов душ Сантуш — на сей раз без помощи Москвы — окончательно разбил группировку и объединил страну.

Но о правопреемнице СССР он не забывал. Душ Сантуш посещал Москву в 1998 году и был принят Борисом Ельциным, а в 2006-м встречался с Владимиром Путиным. Принимал он гостей из Москвы и в Луанде — в 2007 году тогдашнего премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, а спустя два года — тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. С 2000-х Россия и Ангола активно сотрудничали в горнорудной, нефтедобывающей, энергетической, военно-технической отраслях. Благодаря доверительным отношениям Ангола оказалась в числе первых государств, которым Россия списала внешние долги — в 1996 году ей было списано 70% долга.

В общей сложности Жозе Эдуарду душ Сантуш руководил страной 38 лет, хотя он так никогда и не был избран на прямых выборах.

В 1992 году такие выборы чуть было не состоялись, но сорвались после того, как УНИТА обвинила извечную соперницу МПЛА в фальсификациях и вернулась к партизанской войне. Новый шанс так и не представился: получив в 2008 году абсолютное большинство в парламенте, МПЛА спустя два года изменила конституцию и просто отменила прямые президентские выборы. Жозе Эдуарду душ Сантуш как будто не возражал: руководя одной из самых централизованных стран мира, он избегал прессы и публичности.

В 2013 году в одном из редких интервью бразильскому телевидению он признался, что устал, а срок его растянулся. Наконец, в 2016 году он объявил о планах уйти из политики, что и сделал на следующий год.

Получив от парламента «золотой парашют» и иммунитет от судебных преследований, Жозе Эдуарду душ Сантуш добровольно покинул пост президента, а в 2018 году расстался и с председательством в МПЛА.

Своим преемником он избрал вице-президента МПЛА и министра обороны Жуана Лоуренсу. По-видимому, душ Сантуш рассчитывал на то, что его дети, уже взрослые, влиятельные и успешные предприниматели и бюрократы, смогут обеспечить выстроенной им системе политическое будущее, а ему — сохранение политического влияния.

Жозе Эдуарду душ Сантуш, которого одни считали «архитектором мира» и «строителем новой Анголы», а другие — создателем авторитарной и клептократической системы, оставил неоднозначное наследие. Пожалуй, самым показательным стал произошедший в 1990-е стремительный разворот от социализма по советскому образцу к неолиберальному капитализму с чудовищным неравенством и сверхпотреблением высших эшелонов партийной элиты. Светлокожая, богатая и образованная, с прекрасным португальским акцентом, элита МПЛА быстро нашла общий язык с европейскими партнерами и международными кредитно-финансовыми организациями и заключила стратегический альянс с Китаем. Благодаря нефтедолларам, иностранным кредитным линиям и инвестициям восстанавливались разрушенная войной инфраструктура, энергосистемы, водоснабжение, коммуникации, дороги.

Ангола стала вторым (после Нигерии) производителем нефти на континенте, в 2002–2011 годах экономика росла более чем на 10% в год.

Столица Луанда обрастала джентрифицированными кварталами с небоскребами, кондоминиумами, бизнес-центрами и шопинг-моллами. Партийная элита, генералы и особенно члены семьи из ближнего круга душ Сантуша создали финансово-экономические империи в нефтяной, алмазной, банковской, телекоммуникационной отраслях, в строительстве и недвижимости, в производстве цемента.

Многим ангольским и зарубежным критикам режима это «экономическое чудо» казалось имитационным. В «атласах экономической сложности» экономика Анголы вследствие примитивного экспортно-сырьевого характера занимала одно из последних мест, в стране фиксировались стабильно высокая безработица и зашкаливающая дороговизна жизни, 70% населения жило меньше чем на $2 в день и тратило до 20% своих доходов на простую питьевую воду, с которой наблюдались постоянные перебои. Как и с электричеством, качеством образования, медицины и других базовых социальных услуг.

На закате эпохи Жозе Эдуарду душ Сантуша страна находилась на почетном 165-м (из 180) месте в индексе восприятия коррупции. Ангола накапливала долги, из которых свыше $20 млрд приходятся на один лишь Китай, была уязвима к внешним шокам, а после падения цен на нефть в 2015 году переживала рецессию.

Многие понимали, что неравенство и коррупция угрожают с таким трудом достигнутым миру и социальной стабильности в стране, а также самому существованию режима.

С 2011 года, когда вспыхнули первые серьезные молодежные протесты из-за низкого качества жизни, коррупции, бесхозяйственности и все более авторитарного правления МПЛА, недовольство систематически подавлялось, но никуда не исчезло. Третий президент Анголы Жуан Лоуренсу, которого оптимистично сравнивали с Дэном Сяопином и который впоследствии за свою антикоррупционную деятельность получил прозвище Терминатор, решил разобраться в хитросплетении схем вывода капиталов и офшорных компаний, доставшихся ему в наследство от эпохи душ Сантуша. Уже в 2018 году, в разгар антикоррупционных чисток и экономического кризиса, он завуалированно обвинил Жозе Эдуарду душ Сантуша в «хищении государственных финансов».

В декабре 2019 года символическим решением парламента профиль душ Сантуша исчез с купюр кванзы — национальной валюты страны. В следующем году в опалу попала дочь бывшего президента Изабель, признававшаяся Forbes богатейшей женщиной Африки с состоянием в $3,5 млрд и в 2016–2017 годах возглавлявшая нефтяную госкомпанию Sonangol. Ее обвинили в хищениях и отмывании денег. Сын экс-президента Жозе Филомену, который с 2013 года управлял суверенным фондом объемом в $5 млрд, тоже оказался под следствием по обвинению в коррупции и хищении $500 млн и был приговорен к пяти годам тюрьмы.

Остальные члены семьи душ Сантуша и ближнего круга либо эмигрировали, либо, проживая в Луанде, стараются не привлекать к себе излишнего внимания, многие оказались под следствием. Сам экс-президент с апреля 2019 года жил в Барселоне, где проходил лечение, но многие воспринимали это как добровольное изгнание. На родину Жозе Эдуарду душ Сантуш приехал лишь в конце 2021 года, но ненадолго. В марте 2022-го он вернулся обратно в Испанию, где и скончался, не дожив двух месяцев до 80 лет.

Алексей Целунов

Фотогалерея

Как правил Жозе Эдуарду душ Сантуш

Смотреть

Вся лента