Куда смотрит лизинг
Как трансформируется отрасль в условиях очередного кризиса
Как и весь финансовый сектор, лизинг одним из первых принял на себя санкционный удар, который обрушился на российскую экономику после 24 февраля. Отрасль оказалась в «идеальном шторме»: санкции, проблемы с финансированием, дефицит самих предметов лизинга и их кратный рост в цене. Традиционные сегменты—лидеры на рынке лизинга стагнируют, привычные логистические цепочки разрушены. В таких условиях лизингодатели активно ищут новые сегменты и учатся работать в условиях трансформации всей экономики.
Что случилось
После начала спецоперации России на Украине под американские санкции попали крупнейшие российские банки, а вслед за ними и их дочерние лизинговые компании. Так, под блокирующими санкциями оказались: «ВЭБ-лизинг», «Совкомбанк Лизинг», «ПСБ Лизинг», «Цест Лизинг». Под секторальные ограничения попали «Сберлизинг», «ВТБ Лизинг» и «Газпромбанк Лизинг». Но проблемы возникли у всех участников рынка, а не только у так или иначе попавших под международные ограничения. На рынке лизинга произошел «идеальный шторм»: к проблемам, затронувшим весь финансовый сектор, добавился еще и дефицит предметов лизинга — автомобилей, оборудования, спецтехники. Традиционно инструмент был ориентирован на европейских производителей техники, которые сейчас покинули российский рынок.
Одним из наиболее пострадавших сегментов является авиализинг, считает младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина. Наложенные санкционные ограничения на полеты оказывают сильное давление на динамику авиасегмента, что в конечном итоге приведет к сокращению объемов нового бизнеса в авиализинге. Подобные проблемы присущи и сегменту лизинга водного транспорта, который также, вероятно, покажет сильную просадку к концу года. «Значительного спада мы также ожидаем в сегменте лизинга железнодорожной техники на фоне падения арендных ставок на вагоны. Со значительными вызовами столкнулся и бессменный драйвер рынка прошлых лет — автолизинг. Уход с рынка ряда автопроизводителей и сложившийся дефицит техники оказали давление на предложение и стоимость автомобилей — как легковых, так и грузовых»,— перечисляет пострадавших госпожа Советкина.
Кроме того, произошли радикальные изменения в цепочках поставок, подчеркивает директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг» Мария Габуния. «Если ранее в грузовом и легковом сегментах преобладали автомобили европейских, корейских и японских производителей, то в этом году растет доля китайских производителей,— отмечает она.— Появляются новые бренды, которые или уже локализуют производство, или планируют выйти на наш рынок. Также изменение цепочек поставок комплектующих повлияло на планы российских автопроизводителей».
Для перестройки бизнеса на азиатских производителей, выстраивания новых логистических связей и поиска новых областей применения этого финансового инструмента требуется значительное время. Кроме того, на сегмент оказывала давление и заградительная ключевая ставка Банка России. Сейчас ставка вновь находится на уровне 9,5%, однако 28 февраля регулятор поднимал ставку до 20%. Ставки лизинга в тот период могли превышать 30%. На этом фоне в марте лизингодатели даже приостанавливали заключение новых контрактов, только выплачивали финансирование по уже действующим договорам.
Ставка ЦБ снизилась до приемлемых уровней, бизнес постепенно адаптируется к новым экономическим реалиям. Однако говорить, что ситуация на рынке лизинга стабилизировалась, преждевременно. «Нужно еще время»,— в один голос говорят опрошенные участники рынка. Данных за первое полугодие по рынку лизинга еще нет. Но в начале второго квартала лизинговые компании продемонстрировали существенное снижение по сравнению с началом года. В апреле 7,1 тыс. клиентов заключили 10,8 тыс. договоров, по которым было получено 19,5 тыс. предметов лизинга (это разнообразные транспортные средства, строительная и спецтехника, промышленное оборудование и т. д.). В феврале показатели были в 1,8–2,4 раза выше. Такие данные приводил президент Объединенной лизинговой ассоциации Алексей Киркоров на отраслевом съезде в конце мая. Для сравнения: по итогам 2021 года объем нового бизнеса в сегменте достиг 2 трлн руб. Словом, отрасль ждет турбулентный год, возможно, и не один.
Как пережить «идеальный шторм»
Конечно, государство будет поддерживать лизинговую отрасль — финансовый инструмент исторически был крайне востребован как крупным бизнесом, так и средним и малым, уверена партнер и руководитель группы по работе с автомобильными компаниями «Деловые решения и технологии» (ДРТ, бывший «Делойт энд Туш») Татьяна Кофанова. Так, в числе мер поддержки лизинговой отрасли 5 июля Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в статью 38–1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"». Он подразумевает, что, если договор лизинга, заключенный до 24 февраля 2022 года, содержит условие об определении размера лизинговых платежей в зависимости от изменения ключевой ставки Банка России либо иной переменной величины либо устанавливает возможность изменения размера лизинговых платежей лизингодателем в одностороннем порядке, что приводит к увеличению размера лизинговых платежей в период с 24 февраля по 31 декабря 2022 года, лизингополучатель вправе однократно обратиться к лизингодателю с требованием о передаче ему в собственность предмета лизинга полностью или его части без начисления неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности.
Стоимость предмета лизинга, выкупаемого досрочно, определяется в соответствии с договором. Лизингополучатель должен уплатить стоимость предмета лизинга в течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления от лизингодателя — в противном случае необходимо возобновить уплату лизинговых платежей на прежних условиях. Если лизингодатель, получив требование о выкупе, не успеет сообщить лизингополучателю выкупную цену в установленный срок, лизингополучатель прекратит уплачивать лизинговые платежи до тех пор, пока все же не получит требуемое уведомление о стоимости (ранее предлагалось просто прекратить уплату без указания срока). В случае возникновения разногласий между лизингодателем и лизингополучателем относительно стоимости предмета лизинга, выкупаемого досрочно, лизингополучатель вправе обратиться в суд с требованием об определении стоимости предмета лизинга. Мера поможет лизинговым компаниями разгрузить портфели от клиентов, которые не способны платить лизинговые платежи. В начале года рынок наблюдал ухудшение качества лизингового портфеля, поправки помогут избежать усугубления ситуации. Кроме того, 17 июня глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил о возобновлении во втором полугодии программы льготного лизинга автомобилей в рамках постановления правительства №649. Также планируется увеличить порог стоимости транспортных средств. Всего в текущем году на поддержку автомобильного рынка планируется выделить 20,7 млрд руб., в том числе на льготный лизинг — 4,9 млрд руб.
Но, несмотря на меры поддержки со стороны государства, лизинг ожидает существенная просадка, предостерегает госпожа Кофанова. Национальное рейтинговое агентство полагает, что в нынешнем году количество новых лизинговых договоров может сократиться на 40–50%, а количество предметов лизинга — на 45–55%. В базовом сценарии падение лизингового рынка продлится до первого квартала 2023 года. Очевидно, что из-за нехватки и дороговизны новых предметов лизинга должна произойти переориентация крупнейших игроков на бывшие в употреблении предметы лизинга в привычных сегментах и на полностью новые рынки.
«Сегментами, менее пострадавшими в текущих условиях, станут лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники, основным драйвером которых является спрос на технику благодаря реализации крупных национальных инфраструктурных проектов,— полагает Зоя Советкина.— При этом дефицит европейской техники в данном случае может быть менее болезненно заменен китайской продукцией. Хорошими перспективами на конец года также обладает лизинг сельскохозяйственной техники. Уход иностранных производителей не окажет значительного влияния в силу того, что концентрация предметов лизинга на отечественных производителях и производителях из дружественных стран в нем и так была велика». В условиях дефицита техники, вероятно, произойдет смещение акцента в пользу сделок с подержанной техникой и возвратным лизингом, уверена она.
Куда смотрят лизингодатели
Пережить новый кризис смогут только гибкие участники рынка. Тем более что на фоне ограниченного времени реализации проектов и большого объема работ лизинг как инструмент приобретения/обновления парка техники практически незаменим, полагают в «Совкомбанк Лизинге».
«Будут появляться новые сегменты рынка, такие как лизинг грузовых контейнеров, к примеру,— полагает генеральный директор ГК "ВТБ Лизинг" Сергей Клюшников.— Существенно увеличится активность вокруг лизинга морских судов, потому что большая часть европейских линий и флота ушла с российского рынка, а необходимость в морских перевозках осталась. Лизинг спецтехники и грузового автотранспорта также будет развиваться. Это связано не столько с моральным устареванием машин, с которым в принципе можно жить, сколько с физическим износом техники. При этом необходимость в добыче полезных ископаемых и строительстве сохраняется и даже усиливается». «ВТБ Лизинг» внимательно следит за тем, как развивается ситуация с лизингом контейнеров, добавляет он. «Образуется локальный дефицит, который нужно восполнить, российские линии активно идут в этот сегмент и наращивают в нем позиции,— замечает господин Клюшников.— Лизинг может стать удобным и выгодным инструментом для финансирования контейнеров с учетом того, что можно рассчитывать на некоторые государственные программы поддержки при определенном структурировании сделки». Смотрят в эту стороны и в «Газпромбанк Лизинге»: сейчас растет спрос на лизинг 40-футовых контейнеров и рефконтейнеров, преимущественно произведенных в Китае. «Также российский рынок подстегивает уход международных операторов, что влияет на кратно возросший спрос на контейнеры. По предварительным итогам шести месяцев 2022 года объем нового бизнеса "Газпромбанк Лизинга" в сегменте железнодорожной техники составил 19 млрд руб. с НДС, что почти в четыре раза превышает объемы аналогичного периода прошлого года»,— говорит генеральный директор группы Максим Калинкин.
Сейчас совершенно точно можно сказать, что хедлайнером 2022 года станет лизинг б/у легкового, грузового транспорта и спецтехники, а также возвратный лизинг, говорит господин Калинкин. Спрос есть: еще с 2021 года накопился дефицит практически всех видов транспорта в стране вследствие нехватки полупроводников в мире. Поэтому даже трехлетняя или пятилетняя техника пользуется большим спросом. «Также стимулировать развитие рынка в условиях дефицита и ограничений будут крупные инфраструктурные, автодорожные и строительные проекты как регионального, так и федерального масштаба,— уверен Максим Калинкин.— Для строительства новых и реконструкции действующих объектов требуется большой объем строительно-дорожной, строительной и спецтехники. Недавно на государственном уровне объявлено о пятилетнем плане развития автомобильных дорог. На 2023–2027 годы планируется выделить более 13 трлн руб., причем речь идет не только о дорогах, но и о развитии инфраструктуры и логистических коридоров. Это большие инвестиции. Лизинг займет свою нишу, обеспечивая подрядчиков необходимой техникой и оборудованием в срок для реализации заказа».
Среди драйверов рынка в «Газпромбанк Лизинге» отмечают также и финансирование социально направленных проектов. Требуются колоссальные инвестиции в развитие медицинской, дошкольной, школьной инфраструктуры, ЖКХ и другие направления. Спрос со стороны субъектов РФ есть, он будет только расти, уверены в группе.
Представляются перспективными сегменты речных судов, автобусов и троллейбусов, а также некоторых видов оборудования, уверены в компании «Пионер Лизинг». «Компания имеет успешный опыт финансирования речных судов, и мы готовы увеличить присутствие в данном сегменте. Ассортимент по предметам лизинга весьма значительный: баржи, буксиры, землечерпательные и землесосные суда, паромы и т. д. Преимуществом данного сегмента является то, что предметы лизинга характеризуются относительно высокой стоимостью и за счет малого количества сделок могут обеспечить значительный объем размещения средств»,— поясняют в компании. Несколько лет назад компания вышла на рынок лизинга автобусов, сейчас автобусный парк составляет значительную часть ее портфеля. Также «Пионер Лизинг» имеет устойчивые партнерские отношения с типографиями, говорят там, и предоставляет в лизинг полиграфическое оборудование. Недавно компания заключила сделку на поставку медицинского оборудования. «Примечательно, что санкции пока не коснулись поставок иностранного медицинского оборудования, что также повышает привлекательность данного направления,— замечают в компании.— В целом необходимость создания производств внутри страны будет обеспечивать наличие спроса на средства производства. В этом отношении мы являемся достаточно гибкими, чтобы изучить индивидуальные ситуации и найти взаимовыгодные варианты сотрудничества».
Еще одним перспективным направлением может стать рынок лизинга малой авиации, продолжает представитель «Пионер Лизинга». Масштабы страны требуют ускорения коммуникационных связей. Стоимость таких предметов лизинга очень высока, поэтому их приобретение однозначно требует привлечения финансирования либо кредитного, либо лизингового. Снижение размеров авансов и увеличение сроков лизинговых договоров при решении проблемы ликвидности таких предметов лизинга может дать толчок развитию этого направления.
«Альфа-Лизинг», сообщают в компании, еще в прошлом году начала развивать экспертизу в финансировании оборудования и более сложной спецтехники, в частности сельскохозяйственного назначения (комбайны, тракторы и навесное/прицепное оборудование). В текущем году, добавляют в «Альфа-Лизинге», из-за сокращения предложения и роста цен в сегменте новой техники спрос будет смещаться в сторону техники с пробегом, в том числе со стороны тех клиентов, которые ранее приобретали новые предметы лизинга.
Если обобщать, развитие рынка стимулировать сегодня будут те транспортные средства или оборудование, которые используются в жизненно важных отраслях, ведь они в любой ситуации получат поддержку государства, заключают в «Европлане»: все, что связано с продуктами питания, перевозками внутри страны, добычей полезных ископаемых, производством товаров и вещей, важных в аспекте импортозамещения, машиностроением.
Прогнозы развития отрасли
Рынок будет развиваться, пусть не так динамично, но будет, оптимистичен Максим Калинкин. Однако от прогнозов сегодня стоит воздержаться, предостерегают в «Европлане». «В условиях санкционных ограничений значительное число российских отраслей испытывает потребность в постепенном замещении импортного оборудования российскими аналогами,— замечает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин.— Наиболее остро данный вопрос стоит, в частности, перед авиаперевозчиками, электроэнергетиками и телекоммуникационным сектором. И в данном направлении у лизингового рынка заметный потенциал». Вместе с тем, добавляет он, учитывая текущие возможности экономики по импортозамещению, для полноценной замены может потребоваться не менее трех-пяти лет, в связи с чем и восстановление лизингового рынка будет происходить довольно медленными темпами.
Большинство компаний также не ожидают роста в нынешнем году, особенно после удачного 2021-го. Они рассчитывают сохранить объемные показатели за счет роста среднего чека и выхода в новые сегменты, допускает Мария Габуния. «Мы не ожидаем роста портфеля как минимум с учетом текущего курса рубля,— говорит Сергей Клюшников.— Переоценка портфеля, который номинирован в валюте, автоматически ведет к снижению его объема. Плюс финансирование ряда сегментов имущества усложнилось в данный момент — в частности, это значительная часть авиации и морских судов. Полностью нивелировать эти последствия практически невозможно».
Однако в любой кризисной ситуации максимально важно качество портфеля, а не его объем, добавляют в «Европлане». Именно над сохранением прибыльности и качества портфеля должны работать компании, заключают в «ВТБ Лизинге».