Маленькое черное джалло

«Темные очки»: Дарио Ардженто как 50 лет назад

В кинотеатрах выходят «Темные очки» — первый фильм Дарио Ардженто после неудачной версии «Дракулы», снятой в далеком 2012-м. После премьеры на последнем Берлинале «Очки» не вызвали ни особого возмущения, ни восторга, но это кино не лишено остроумия и обаяния.

Фото: Русский Репортаж

Текст: Василий Корецкий

Взглянув из любопытства на Солнце во время солнечного затмения, эскортница Диана получает легкий ожог роговицы — и поэтому обслуживает клиента не снимая черных очков. Вскоре становится ясно, что этот скорее занятный инцидент был предвестником настоящего ужаса: в Риме объявляется маньяк-душитель, выслеживающий секс-работниц. Диана — в его списке смертниц; погоня киллера за жертвой заканчивается автокатастрофой, в которой погибает пара китайских иммигрантов, а сама Диана теряет зрение, возможно — навсегда.

Пока гротескные полицейские безрезультатно ищут убийцу, его белый фургон уже паркуется рядом с домом Дианы. Смерть ослепшей женщины, казалось бы, неизбежна, но карты убийце путает череда новых знакомств Дианы. Сперва она получает ангела-хранителя в лице социальной работницы Риты (неузнаваемая в этой роли Азия Ардженто; это ее первое появление на экране после того, как она, одна из главных обвинительниц Харви Вайнштейна, сама была обвинена в харассменте). Затем к женщине проникается симпатией маленький сын погибших китайцев и сбегает к ней из монастырского приюта. Малютка Чин станет ее поводырем в опасном ночном мире, где за каждым кустом скрывается то маньяк, то змея, то ювенальная юстиция.

По большому счету все эти перипетии сюжета не так уж важны — они лишь повод вновь и вновь показывать жертву в черных очках за 25 евро и мини-юбке, растерянно шарящую вокруг дрожащими руками. Расслабьтесь: вы смотрите не драму, а джалло (криминальный хоррор итальянского разлива, жанр, бывший популярным в Европе примерно полвека назад).

После первых показов на Берлинском фестивале «Темные очки» вызвали смешанную реакцию прессы. Американские синефилы довольно благосклонно отнеслись к возвращению мастера в большое кино (это первый фильм Ардженто за десятилетие) и были рады объяснить публике, почему это все-таки неплохой фильм. Российские критики были в целом не очень довольны — Ардженто, мол, уже не тот (что в их детстве). Так или иначе, это скорее провал, чем триумф.

Ирония этого провала в том, что это зритель уже не тот, а вот Ардженто и джалло — все те же. Более того, «Темные очки» сняты, так сказать, молодо и задорно, без догматизма; именно так, как снимают неоджалло режиссеры нового поколения: с яркой — вырвиглаз — картинкой, вычурным клиповым монтажом сцен экшена и насилия, утрированно простым сюжетом, который выглядит как добрая пародия на фильмы 70–80-х. Да, ирония Ардженто над жанром и самим собой, возможно, слишком мягкая и, несмотря на кровавые натуралистические сцены убийств, «Темные очки» могут вызвать скорее хохот, чем вздох ужаса. Но глупым фильм назвать никак нельзя и чувство стиля не изменяет режиссеру. Играющая главную роль Иления Пасторелли, вообще-то лауреат премии «Давид ди Донателло», держится неуверенно, как непрофессионалка, периодически перегибая с эмоциями,— и это, конечно, признак настоящего мастерства: 36-летняя Пасторелли выглядит на экране, как жертва пластической хирургии под пятьдесят, попавшая в кино по протекции спонсора (для режиссеров джалло и еврохорроров было вполне нормально приглашать на роль профессиональных моделей, а не актрис). Вамп в красном в начале, по мере своих злоключений она превращается чуть ли не в святую — во всяком случае, буквально переодевается в белое пальто. Имеются и автоцитаты: проходящая рефреном тема собаки-поводыря как возможного источника смертельной опасности уже возникала в классической «Суспирии». Добавьте к этому уморительную сцену нападения на героев стаи безобидных ужей (снятую так, будто это фильм «Пиранья») и не объяснимую ничем, кроме сентиментальности Ардженто, идею ввести во вселенную ужаса китайского младшеклассника с челочкой.

Что же случилось со зрителем? Почему все эти уморительные и безоглядные аттракционы Ардженто не вызывают у него радости и удовлетворения? Ответим одним словом: стриминги. Медиасреда в 2022-м совсем не та что в 60–70-х прошлого века, на которые пришлась золотая эпоха джалло, и маленькие рукотворные хорроры уже давно не являются достаточным поводом для похода в кино. Их ниша теперь — домашний экран, библиотека Netflix или Shudder, а большой экран подразумевает слишком большие ожидания, оправдать которые «Темные очки», конечно, не могут. Их место — маленький зал, их время — ленивый летний вечер, который не на что особо потратить. По нынешним временам и то и это — непозволительная роскошь.

В прокате с 21 июля


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Вся лента