Лизинг спецтехники удержался на плаву
Автолизинг восстанавливается после санкций
Несмотря на приостановку поставок в Россию европейской, японской и американской техники, автолизинг остается одним из ключевых сегментов для лизингодателей. В отличие от легковых автомобилей, предложение коммерческой и специализированной техники восстановилось благодаря наращиванию присутствия китайских марок. Строительство, в том числе инфраструктурные проекты, и добыча поддерживают спрос на технику, а снижение ставки ЦБ в июне дополнительно способствовало росту интереса к лизинговым продуктам.
Неравный кризис
До начала нынешнего кризиса объем нового бизнеса в сегменте лизинга автомобилей и спецтехники в РФ активно прирастал. Только по итогам 2021 года объем нового бизнеса в сегменте легковых, легких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов вырос на 69%, превысив 1 трлн руб., подсчитали в «Эксперт РА», строительной техники — на 91%.
В обоих сегментах — как следствие разрыва цепочек поставок в пандемию и нехватки комплектующих — с середины 2020 года в мире наблюдался активный спрос на технику, превышающий предложение. При этом сейчас при сохранении глобального дефицита техники и компонентов санкционные ограничения и логистический кризис после начала военных действий на Украине привели к массовым приостановкам производителей в РФ и поставок в страну со стороны европейских и американских компаний, что еще сильнее ухудшило доступность.
Санкции ЕС, например, напрямую запрещают поставки в РФ грузовиков, автомобилей дороже €50 тыс. и их комплектующих, а также колесных самоходных бульдозеров и бульдозеров с поворотным отвалом, экскаваторов, одноковшовых погрузчиков, а также гусеничных тракторов и самосвалов. Одновременно Япония запретила экспорт в РФ грузовиков, бульдозеров, подъемного оборудования, экскаваторов и самосвалов, а также легковых автомобилей дороже ¥6 млн. Из США запрещен экспорт легковых автомобилей, а также комплектующих.
Однако кризис сказался на сегментах пассажирских автомобилей и коммерческой техники по-разному. В ЛК «Европлан» констатируют, что объем выдач грузового транспорта и спецтехники в июне «практически не просел» по сравнению с прошлым годом. «Сказать то же самое про легковой транспорт, увы, нельзя: падение есть, и оно существенное,— отмечают там.— Но очевидно, что это вызвано неопределенностью на рынке и потенциальные клиенты откладывают покупку легковых автомобилей до момента, когда стабилизируется ситуация по ценам, наличию запчастей и самих автомобилей».
Спрос на грузовую технику просел меньше, чем на легковые автомобили, подтверждает глава группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. «Продажи новых легковых автомобилей за последние пять месяцев упали на 84%, б/у легковых автомобилей — на 20%, в то время как продажи новой грузовой техники просели всего на 10%, а спрос на грузовики на вторичном рынке вырос на 12%»,— говорит он. Ситуацию на рынке грузовых машин он объясняет развитием крупных инфраструктурных проектов и увеличением грузовых перевозок внутри страны. При этом, считает Максим Калинкин, «как только решится проблема с наличием легковых автомобилей, их сервисом, гарантийным обслуживанием (покупка того же западного автомобиля ставится под сомнение в будущем), поставкой автомобилей на территорию РФ или запуском отечественных автозаводов на полную мощь, то ситуация между сегментами, безусловно, выправится».
В Совкомбанке тоже говорят о довольно высоком спросе со стороны строительных и дорожно-строительных компаний на фоне продолжения реализации крупных национальных инфраструктурных проектов. Достаточно высок спрос и со стороны коммунального хозяйства в рамках проектов обновления парков в регионах и сельхозпроизводителей, продолжающих активно развивать политику импортозамещения. «Мы считаем, что рынок грузовой и спецтехники весьма перспективен. При этом наблюдаем постепенное восстановление спроса на легкий коммерческий транспорт. Чуть хуже ситуация с лизингом легковых автомобилей, но это явление временное. Сегмент легковых автомобилей сегодня имеет большой отложенный спрос и будет восстанавливаться после выработки решений параллельного импорта»,— заключают в Совкомбанке.
Доступность техники в России
«На сегодняшний день мы наблюдаем ситуацию глобального перераспределения рынка,— говорит генеральный директор "Сбербанклизинга" Вячеслав Спиров.— Часть брендов сворачивает свою деятельность на территории РФ, кто-то приходит взамен и занимает пустующие ниши».
«То, что сейчас есть у дилеров либо находится в ближайшей поставке,— это техника в основном российских и китайских производителей»,— говорят в Совкомбанке, отмечая, что европейская и американская техника тоже есть в наличии, но «преимущественно это остатки поставок предыдущих периодов». В течение июня выдачи европейской и американской техники не прекращались, подтверждают в ЛК «Европлан»: «Пока данные транспортные средства есть в наличии». В то же время рынок уже адаптируется к новой реальности, отмечают в компании. «Объем выданных ТС китайских марок вырос по сравнению с июнем 2021 года в среднем в три раза (для каждой марки),— поясняют там.— Но лидируют по-прежнему ТС российского производства: КамАЗ, "Тонар", ООО ЦТТМ».
В Совкомбанке обращают внимание на «резкую трансформацию рынка от европейских брендов в сторону доступных для импорта китайских производителей грузовой техники». «Освободившаяся ниша "большой семерки" европейской техники будет и дальше замещаться российскими, азиатскими производителями, а также брендами стран СНГ»,— считают там. Тренд виден и из статистики регистраций грузовиков: в мае самой популярной иностранной маркой грузовиков стал китайский Shaanxi (реализовано 508 машин), следует из данных «Автостата». Традиционно же с российским КамАЗом, «Уралом» и белорусским МАЗом за лидерство боролись игроки «европейской семерки», лидером которых были Scania или Volvo. По расчетам «Автостата», в июне доля грузовых автомобилей китайских брендов составила почти 40%, тогда как еще в мае было 25,4%, а в начале года и вовсе около 10%. Доля шведских марок — Scania, Volvo — за тот же период упала с 13% (в начале года) до 1,4% (в июне), немецких (MAN) — с 6% до 1,2%, подсчитали в агентстве.
Аналогичная ситуация и в сегменте спецтехники. После ввода ограничений поставок лидеров мирового рынка, таких как Komatsu, JCB, Volvo, Hitachi, Caterpillar и других, на рынке стали популярными китайские бренды SDLG, XCMG, Sany, Sunwаrd, LiuGong, Zoomlion и прочие, отмечает руководитель отдела по работе с партнерами и поставщиками ГК «Альфа-Лизинг» Евгений Антипин. Гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов поясняет, что сегмент спецтехники шире в части представленного ассортимента китайских брендов.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что по итогам 2021 года Китай был крупнейшим импортером спецтехники в Россию: на его долю приходился 31% импорта в денежном выражении. Активнее всего китайские бренды присутствовали в сегментах фронтальных погрузчиков (90% импорта в натуральном выражении, 8 тыс. штук), катков (50%, 1,3 тыс. штук), грейдеров (83%, 0,6 тыс. штук) и бульдозеров (44%, 1 тыс. штук). Производители из КНР активно наращивали присутствие в РФ в том числе в последние годы. Пока остальные производители сталкивались с перебоями выпуска из-за недопоставок компонентов, те имели традиционно большие склады и были более доступны потребителям.
Начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинга» Вячеслав Михайлов со ссылкой на информацию от поставщиков говорит о дефиците в РФ спецтехники марок Komatsu, JCB и Volvo в связи с прекращением поставок: «Однако дилеры готовы предложить аналогичную технику корейских, китайских и белорусских марок с похожими техническими характеристиками. Это техника брендов SDLG, XCMG, Lonking, Liugong, Shantui и Hyundai. У некоторых поставщиков даже имеется склад с наиболее востребованными моделями в наличии, такими как SDLG LG933L, E6250F, XCMG, ZL30FV и Hyundai HX220S». Но особенно остро, отмечает он, на сегодняшний день стоит вопрос с наличием запчастей и поддержанием ремонтной базы для используемой европейской техники.
Драйверы рынка
Сегменты грузовой и спецтехники показывают наиболее позитивные результаты, говорят в Совкомбанке: «Мы считаем, что именно эти сегменты будут основными драйверами роста лизинговой отрасли во втором полугодии 2022-го. После снижения ключевой ставки ЦБ заметно вырос спрос как раз на этот вид техники. Причем этот спрос обусловлен не только снижением стоимости лизинга и ставками финансирования лизинговых компаний, но и предложениями, стимулирующими спрос от активных участников рынка».
Восстановлению объемов нового бизнеса лизингодателей способствует снижение ключевой ставки ЦБ, подчеркивает Вячеслав Спиров. Сейчас уже наблюдается увеличение спроса у малого и среднего бизнеса после снижения ключевой ставки ЦБ до уровня 9,5% с 10 июня, соглашается Евгений Антипин.
Максим Калинкин отмечает, что ослабление ставки до прежних значений «активизировало клиентов на восстановление инвестпроектов и их интерес к лизингу». «Поэтому по предварительным итогам шести месяцев 2022 года объем нового бизнеса группы "Газпромбанк Лизинг" в сегменте грузовой техники вырос на 115%, до 35 млрд руб., строительной, строительно-дорожной и спецтехники — на 195%, до 30,7 млрд руб., в сравнении с аналогичным периодом прошлого года»,— добавил он. С 10 июня — за 20 дней, которые прошли с момента принятия ЦБ решения о ставке,— было выдано почти столько же грузовиков и спецтехники, сколько за весь май и 10 дней июня, говорят в «Европлане».
Снижение ключевой ставки положительно повлияло на спрос, соглашается Вячеслав Михайлов: «Уже в мае и июне мы наблюдаем рост продаж, рынок постепенно привыкает к новым условиям». Более того, государство не свернуло инфраструктурные проекты, что поддерживает спрос на технику во всех ключевых отраслях автолизинга: строительной, дорожно-строительной, транспортно-логистической, лесозаготовительной, добывающей и других, заключает он.
В то же время лизингодатели сдержанно оценивают ближайшие перспективы роста за счет обновления парков транспортными компаниями. Многие транспортные компании ввиду сокращения международных перевозок приостановят обновление парка, ожидают в Совкомбанке. Компании этой отрасли привыкли использовать европейскую технику, и не все готовы обновлять парки за счет китайских аналогов, считают там. Однако в банке отмечают, что «уход западных игроков позволяет российским компаниям претендовать на новые для них рынки, на которых также потребуется транспорт». Кроме того, есть ряд перевозок внутри страны, которые не прерывались: перевозка продуктов питания, строительных материалов, бензина и других товаров, которые выгоднее и проще всего доставлять на тягачах, добавляют в «Европлане»: «Эти компании будут обновлять автопарк».
Рустем Мухамедов полагает, что в итоге транспортные компании начнут переориентироваться на отечественную технику, так как могут возникнуть сложности с обслуживанием техники западных брендов: «Обновление автопарка все равно будет происходить, так как для транспортных компаний важен бесперебойный режим работы».
В целом сектор, который «может и должен вытаскивать экономику — за счет спроса на металлопродукцию, продукцию машиностроения и прочее,— это прежде всего инфраструктурное строительство», считает Дмитрий Бабанский. «Жилищное строительство, судя по числу сделок, без дополнительных мер стимулирования вряд ли станет драйвером развития спроса на технику»,— полагает он. В то же время добывающий сектор сможет поддержать спрос на спецтехнику при условии ослабления рубля, так как в основном он работает на экспорт.