Смольный лезет на причальную стенку
Городских портовиков поддержат, если Москва согласится на снижение доходов «Росморпорта»
Санкт-Петербург предложил федеральному правительству снизить размер арендной платы за пользование причальными гидротехническими сооружениями городского порта. Эксперты сомневаются в эффективности этой меры поддержки стивидорных компаний, а в долгосрочной перспективе она может даже помешать деятельности по поддержанию инфраструктуры порта в работоспособном состоянии, предупреждают они.
«Губернатор Александр Беглов направил на рассмотрение в правительство РФ инициативу о снижении арендной платы за использование причальной стенки в Большом порту Санкт-Петербург. Такая мера позволит поддержать пострадавшие из-за санкций компании»,— говорится в сообщении пресс-службы администрации губернатора города. Снижение арендной платы поможет стивидорным компаниям пополнить оборотные средства для операционной деятельности, отметили в пресс-службе. Данную меру поддержки разработала в мае Координационная группа, возглавляемая вице-губернатором Алексеем Корабельниковым.
По данным Ассоциации морских торговых портов России, грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за пять месяцев 2022 года сократился по сравнению с показателем за соответствующий период 2021 года на 26,1%, до 18,7 млн тонн. Основные причины сокращения грузооборота — прекращение поставок крупных импортеров из Европы, введение ограничений на российский экспорт и прекращение работы в России крупных мировых транспортных компаний.
Большой порт Санкт-Петербург — один из крупнейших морских транспортных узлов Северо-Запада России. Численность работников стивидорных компаний составляет более 9 тыс. человек. По данным Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», в Большом порту Санкт-Петербург 72 причала и пирса, общая длина причальной стенки — 12,6 км.
Плата за аренду причальных гидротехнических сооружений определяется независимым оценщиком, привлекаемым Росимуществом, она различается в каждом конкретном случае. По словам источников, арендная плата за типичный грузовой причал длиной около 180 м, шириной 20–30 м, глубиной у фронта 9–10 м, а также с развитой тыловой инфраструктурой колеблется в диапазоне 8–12 млн рублей в год без НДС.
По мнению руководителя отдела аналитики ИАА «Портньюс» Виталия Чернова, эта мера поддержки может быть эффективна лишь как краткосрочная: в долгосрочной перспективе снижение доходов ФГУП «Росморпорт», отвечающего за инфраструктуру порта, может негативно сказаться на ее состоянии. «Не вижу большого смысла в этой инициативе. Да, это поможет стивидорным компаниям продержаться какое-то время, но больший эффект дали бы меры по увеличению грузовой базы, например, перенаправление части потока из перегруженного Московского транспортного узла»,— сказал эксперт.