Проезду поднимают экономику
Воронежские перевозчики добиваются повышения тарифа в общественном транспорте
В Воронеже планируется повысить тариф на проезд в общественном транспорте, заявил мэр Вадим Кстенин. О необходимости роста платы, которая сейчас является одной из самых низких в Черноземье и составляет 21 руб. по карте и 23 руб. наличными, перевозчики говорили неоднократно. По их расчетам, для рентабельности бизнеса проезд должен стоить от 35 руб. Однако на такое резкое повышение власти, которые уже получали предложения перевозчиков и сочли их нецелесообразными, не пойдут. Некоторые операторы транспорта и вовсе предлагают не повышать тариф, а субсидировать каждую транзакцию за проезд, чтобы средства «не растаяли среди водителей».
В этом году тариф на проезд в общественном транспорте Воронежа необходимо поднимать не только для того, чтобы подвижной состав продолжал обновляться, а «чтобы отрасль в принципе могла функционировать». Об этом в конце минувшей недели заявил мэр Вадим Кстенин по итогам выездного совещания на базе муниципального перевозчика «Воронежпассажиртранс» (по данным единого оператора городских пассажирских перевозок, обслуживает примерно четвертую часть маршрутов в облцентре, включая троллейбусные).
Как пояснил господин Кстенин, два предыдущих пандемийных года были экономически сложными: «Мы не могли себе позволить допустить поднятия тарифов, когда у людей значительные финансовые трудности». Из-за этого, по словам мэра, остановился процесс обновления транспорта у частных перевозчиков («Воронежпассажиртранс» ранее получил на льготных условиях в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» 120 автобусов, еще 63 сейчас готовятся к выпуску на линии).
«Особенно тяжело приходится перевозчикам, имеющим технику большой вместимости — эксплуатация автобусов большого класса значительно тяжелее с точки зрения экономики, нежели эксплуатация малого и среднего класса»,— подчеркнул Вадим Кстенин.
Заявлению мэра о необходимости повышения тарифа предшествовало признание руководителя регионального департамента государственного регулирования тарифов Евгения Бажанова в том, что плату за проезд поднимать не планируется. Об этом он рассказал в прямом эфире в соцсетях 30 июня: «В этом году нам поступали документы от перевозчиков и администрации города о повышении тарифов, мы отказали, потому что обоснования не было. В настоящее время эта работа нами не проводится, поэтому пока повышение тарифов не планируется».
Стоимость проезда в общественном транспорте Воронежа — одна из самых низких среди облцентров Черноземья: 21 руб. при оплате картой и 23 руб. при оплате наличными. В Белгороде тариф равен, соответственно, 20 и 25 руб., в Курске — 23 и 25 руб., в Липецке — 23 и 28 руб., в Орле — 20 и 23 руб., в Тамбове — 20 и 22 руб. Вадим Кстенин назвал воронежский тариф одним из самых низких в России.
В стоимость проезда местные перевозчики закладывают не только собственную прибыль, но и все сопутствующие расходы, от зарплат водителям и прочему персоналу до ремонта транспорта и обновления подвижного состава. Еще в прошлом году перевозчики в беседах с «Ъ-Черноземье» отмечали низкую рентабельность бизнеса из-за небольшой стоимости проезда. По их мнению, тариф отставал от растущих расходов на топливо, запчасти и автобусы. Еще год назад ряд операторов заявлял о «режиме выживания» отрасли.
После начала специальной военной операции России на Украине перевозчики столкнулись с новыми трудностями: сложности возникли с импортными запчастями для подвижного состава, особенно для автобусов большого класса. Из-за этого некоторые частные операторы, включая крупнейшую в городе ГК «Автолайн» и АТП-1, выставили часть техники на продажу.
Глава «Автолайна», депутат гордумы Дмитрий Крутских рассказал «Ъ-Черноземье», что ГК уже продала 40 автобусов, а в перспективе «при таком подходе к политике ценообразования» может быть продана вся полученная в лизинг современная техника. «Сейчас просто нет возможности оплачивать лизинговые платежи. И ситуация неуникальная: перевозчикам просто невыгодно покупать и содержать новые автобусы»,— пояснил господин Крутских. По его словам, пока у бизнеса нет понимания, какой в итоге будет тариф.
«По каждому классу автобусов экономика считается индивидуально. Например, для малого класса оптимальной будет стоимость 26–28 руб., тогда как для большого класса — от 35 руб. и выше. Вероятно, резкого повышения не будет, и для малого класса небольшое увеличение поможет выстоять, а для большого эта сумма принципиальной роли не сыграет»,— отметил депутат. По его мнению, в итоге нынешняя ситуация грозит возвратом в 2000-е годы, когда воронежцы передвигались на старых автобусах: «Перевозчики уже покупают такую технику».
Для «Воронежпассажиртранса» рентабельным будет тариф 35 руб., сообщил Вадим Кстенин. При этом он подчеркнул, что конкретную сумму проезда рассчитывает областной департамент государственного регулирования тарифов. Мэр ожидает, что повышение будет плавным.
Знакомый с ситуацией источник «Ъ-Черноземье» в местной власти пояснил, что расчеты «Воронежпассажиртранса» основаны на двух факторах — максимально «белой» экономике и обслуживании автобусов преимущественно большого класса.
«У муниципального перевозчика все расчеты прозрачные, в отличие от некоторых частных операторов он не занимается "оптимизацией" расходов. Немаловажна и эксплуатация автобусов большого класса. В Воронеже с таким транспортом работают не все, а затраты тут выше»,— добавил собеседник «Ъ-Черноземье».
По его словам, из-за непрозрачной экономики ранее частные перевозчики и не смогли объяснить властям необходимость повышения тарифа.
Представитель еще одного крупного перевозчика города, пожелавший не называть компанию, подсчитал, что с момента последнего повышения тарифа в 2019 году затраты на обслуживание подвижного состава выросли примерно в три раза: цена полиса ОСАГО увеличилась с 11 до 30 тыс. руб., комплектующих — в два раза. «Также требуют оплаты установленные терминалы для безналичной оплаты, системы ГЛОНАСС и видеонаблюдения. Кроме того, повышались зарплаты сотрудникам», — рассказал участник рынка.
Он напомнил, что экономически рентабельным тариф в 35 руб. перевозчики называли «еще в 2020 году».
«В идеале тариф нужно поднимать каждый год на пару рублей, так делают в других регионах, и это приводит к тому, что население морально готово к повышению. У нас же сначала идет политическое решение не поднимать тариф, за которым следует обвал отрасли»,— полагает он. В тоже время, «если просто увеличить стоимость, то деньги растают среди водителей и собственников автобусов, целевого назначения средств на модернизацию не будет». Собеседник «Ъ-Черноземье» считает более правильным субсидирование от властей на каждую транзакцию за проезд.
«Если бы мэрия сверху добавляла к каждой транзакции 3–5 руб., эти средства получал бы непосредственно перевозчик, и тогда можно было бы рассчитывать экономику бизнеса, направлять деньги на обновление и зарплаты. А власти получили бы еще одну возможность контроля перевозчиков»,— отметил он.
Представитель отрасли констатировал выросшую нагрузку на муниципальный транспорт. «С некоторыми частными перевозчиками расторгаются контракты, но это скорее технический ход, позволяющий избавиться от низкодоходных маршрутов. От прибыльных направлений никто же не отказывается. Но в итоге муниципалитет начнет обслуживать социальные маршруты и таким образом получит такую же нагрузку, что и частный бизнес. Ведь ранее у властей были только доходные направления»,— пояснил собеседник «Ъ-Черноземье».
«Нужен комплексный подход, кардинальное изменение, которое бы ощутили рынок и пассажиры. Это может быть внедрение брутто-контрактов, софинансирование, субсидирование или льготы — решение за властями»,— резюмировал он.