Контейнеры пытаются сдвинуть с мертвой точки

Почему Литва и Россия не могут договориться по поводу транзита в Калининград

Еврокомиссия так и не разрешила ситуацию с российским транзитом в Калининград. СМИ сообщали, что компромисс будет найден до 10 июля, но никаких новых разъяснений от Брюсселя Литва не получила. Напротив, 11 июля ограничения ужесточились — в силу вступил запрет на перевозки бетона, дерева и алкоголя. Такие санкции включает в себя пятый пакет ЕС, введенный еще в апреле. В российском МИДе заявили, что Москва в ответ может пропорционально сократить поставки в Евросоюз, в том числе из третьих стран. А губернатор Калининградской области Антон Алиханов не исключил полного запрета на движение товаров через Прибалтику. Может ли Москва ответить Евросоюзу и Литве так, чтобы не задеть собственные интересы? Разбирался Даниил Бабкин.

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

Напряжение вокруг калининградского транзита достигло пика в конце июня. Тогда заместитель главы Совбеза РФ Дмитрий Медведев пригрозил Литве «асимметричным ответом», в МИДе взывали «к здравому смыслу» Вильнюс, а некоторые политические комментаторы всерьез угрожали «пробить» Сувалкский коридор, чтобы напрямую выйти к эксклаву. Примерно тогда же, впрочем, источники Reuters в Брюсселе сообщили, что «в интересах же европейских политиков найти компромисс» и что транзит нормализуется в течение нескольких дней. Этого не произошло, но напряжение снизилось. О ненайденном компромиссе вспомнили, кажется, только 11 июля, когда под ограничения попали перевозки бетона, дерева и алкоголя.

Среди возможных ответных мер называется запрет на въезд в Россию для европейских перевозчиков. Тогда товар будет перегружаться на границе, а цены должны упасть, говорит гендиректор «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич: «Примет или не примет Россия так называемый белорусский вариант. Участники рынка по-разному оценивают эту меру, но самая аргументированная точка зрения, которую я слышал и поддерживаю, заключается в том, что введение белорусского варианта в Псковской области приведет скорее к падению ставок из Европы, потому что сегодня они раздуты непомерно. Ставки в четыре раза выше, чем были, когда они назывались рыночными».

Впрочем, не все разделяют эту позицию. Собеседники “Ъ FM” отмечают: приграничная инфраструктура такого потока не выдержит, что вызовет большие заторы. Окончательное решение ожидается в августе, но в любом случае вряд ли его можно назвать жестким наказанием для Евросоюза. Более радикальный вариант предложил калининградский губернатор Антон Алиханов: если Литва не одумается, можно полностью запретить движение товаров между Прибалтикой и Россией. Проблема лишь в том, что для России это столь же болезненно, считает генеральный директор «Оптимальной логистики» Георгий Властопуло:

«Через Прибалтику в Россию формируется достаточно большой товаропоток европейских грузов, которые еще не попали под санкции.

И мы предполагаем, что эти товары имеют достаточно серьезную долю высокотехнологичной продукции на территории Российской Федерации. Да и в принципе продукцию, которая не под ограничениями, видимо, пока заменить нечем, и, думаю, именно из-за этого мы пытаемся решить данный вопрос в дипломатическом поле».

Звучали и другие предложения: построить железную дорогу и автотрассу через Литву напрямую в Калининград. «Зеленый коридор», впрочем, отвергает сам Вильнюс. Литовский президент Гитанас Науседа говорил, что ждет решения Еврокомиссии, считать ли транзит в Калининград нарушением санкций. Но последнее слово в любом случае за Литвой, отмечает адвокат Денис Дурашкин:

«Если Еврокомиссия в конечном итоге примет рекомендации, что именно таким образом нужно трактовать порядок применения санкций, то в этом случае решение останется за Литвой. Она либо подчинится им, либо просто не сможет ссылаться на то, что это санкции Евросоюза, и это будут ограничения уже непосредственно Литвы, которые она как суверенное государство может ввести в отношении транзита».

Но даже если быстро договориться с Литвой не удастся, вводить ответные санкции нужно очень осторожно, считает директор по логистике компании «Логвэй» Александр Ильин: «Мы и так уже пострадали — не смогли ввезти часть проплаченной продукции, и теперь деньги зависли. Ограничения вступили 10 июля, и там уже огромное количество товаров, которые мы не можем теперь экспортировать. Какой может быть оптимальный вариант? Оптимального нет, к сожалению. Решение будут принимать политические силы — им без разницы, какой ущерб заплатят предприниматели, которые потом все это переложат на плечи покупателей».

Хотя не исключено, что ответ Москвы будет в другой плоскости. 11 июля в МИДе заявили, что страны Балтии объединены с Россией общей электрической системой. Временный поверенный в Литве Сергей Рябоконь напомнил, что «страны ЕС не покупают электричество, но ждут, что Москва будет страховать их на случай поломок», а «если им нужна от нас помощь, то они с нами так разговаривать не должны».


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента