Недоверие обернулось доверием
Французские левые не добились отставки правительства
Во французском парламенте вчера прошло голосование о недоверии правительству. На нем настаивала фракция левого блока Nupes. Как и следовало ожидать при нынешнем соотношении сил в Национальном собрании, вотум недоверия провалился. Театральный жест левых обернулся против них самих, считает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
День в Национальном собрании выдался бурным. Он начался с яростных нападок депутатов-леваков из партии «Непокорившейся Франции» на премьер-министра Элизабет Борн. Глава фракции Матильда Пано назвала премьер-министра «демократической аномалией»: «Президент оставил вас на вашем посту, хотя ваши идеи в стране привлекают меньшинство. Вы не получаете свою легитимность ни от выборов в законодательные органы, ни от парламента, у которого вы не просили доверия для проведения национальной политики».
Элизабет Борн действительно отказалась от предложения просить парламент о доверии. Раз нет доверия — будет недоверие, решили левые. «Непокорившиеся», как и обещали ранее, поставили этот вопрос на голосование. Они давно и много об этом говорили, угрожая правительству отставкой и предвкушая, как члены кабинета «соберут чемоданы». Но позже стало ясно, что для вотума недоверия маловато шансов. У левых не набиралось достаточно союзников, которые помогли бы им опрокинуть президентский центр. Так и произошло на вчерашнем заседании.
Nupes не поддержали депутаты оппозиции с правого фланга: ни «Республиканцы», ни тем более «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Менее всего им хотелось принять участие в бессмысленной попытке блокады парламента.
Они отказались участвовать в атаке на правительство из соображений здравого смысла, нежелания снова выносить разногласия на суд улицы, а также из очевидной неприязни к левым.
Глава парламентской группы «Республиканцев» Мишель Табаро заявила: «Мы не присоединим наши голоса к голосам крайне левых, с которыми у нас нет ничего общего».
Депутат «Национального объединения» Александр Лубе напомнил, что сейчас левые пытаются опрокинуть правительство и президента, которых они «фактически сами привели к власти». Nupes сделали это, проголосовав по призыву своего лидера Жан-Люка Меланшона против Марин Ле Пен и, следовательно, в пользу Эмманюэля Макрона. «Время не для низких политических маневров, а для работы на благо французов,— сказал Александр Лубе.— Для нас страна важнее, чем партии, не так, как для вас».
Премьер-министр Элизабет Борн, которую вообще-то критикуют и справа, и слева, оказалась на коне. Она обвинила Nupes в том, что они «поставили политическую тактику выше интересов французов», что они «обозлены на конституцию и демократию» и пытаются застопорить работу парламента.
«Я, пожалуй, вам напомню: вы не выиграли ни президентских, ни парламентских выборов. В демократическом государстве правит не тот, у кого наименьшее количество мест»,— насмешливо обратилась она к левой части амфитеатра Национального собрания.
Премьер немногим рисковала: вчера у левых точно не было возможности набрать необходимые для отставки кабинета 289 голосов. В результате вотум недоверия правительству Элизабет Борн получил только 146 голосов, даже меньше общего числа депутатов левого альянса, составляющих 151 человек.
Левые тут же сделали хорошую мину при плохой игре. Начала все та же Матильда Пано, заявив, что все, кто не проголосует за недоверие, покажут себя сторонниками нынешней власти. Но ее выпад в духе «кто не с нами, тот против нас» привел к обратному результату: Nupes обнаружили себя в явном меньшинстве. Столь же двусмысленным оказалось выступление социалиста Оливье Фора. Он заявил, что инициированное левыми голосование — это лишь попытка исправить первую же ошибку нового правительства, к которой он относит отказ от просьбы о доверии: «Поскольку мы в силах потребовать от вас этого голосования, мы это делаем».
В итоге голосование о недоверии очевидно обернулось своей противоположностью: по результатам заседания Элизабет Борн может считать себя обладательницей мандата доверия. Ее отказ подвергнуться одобрению парламента, за который ее так порицали, оказался тактически верным. Если бы голосование инициировала она сама, результат мог бы оказаться менее для нее благоприятным. Но «пойти на поводу у левых» правые фракции сочли для себя невозможным. Выиграл в итоге президентский центр, дав урок парламентским новичкам как слева, так и справа.