Еврофутбол в Америке дорожает
UEFA планирует получить $2,5 млрд за права на трансляцию Лиги чемпионов в США
Союз европейских футбольных ассоциаций (UEFA) планирует выручить от продажи прав на телетрансляцию Лиги чемпионов в США более $2 млрд в период с 2024 по 2030 год. Это в два с лишним раза больше, чем UEFA получает на американском рынке сейчас. С учетом ранее заключенных сделок с американскими вещателями можно констатировать, что США становятся важным источником дохода для европейских футбольных чемпионатов.
Союз европейских футбольных ассоциаций начал прием заявок от претендентов на покупку прав на трансляцию игр Лиги чемпионов в США в 2024–2030 годах. Крайний срок подачи заявок — 15 августа. Победитель или победители, как планируется, будут названы осенью. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на лиц, знакомых с ходом переговоров, заинтересованность в покупке прав выказали как почти все основные традиционные вещатели спортивного контента в США, включая NBC, ESPN, CBS, так и стриминговые сервисы от Amazon, Apple, DAZN и т. д. Столь широкий интерес к заключению сделки дает основания полагать, что UEFA удастся получить хорошую цену за свой продукт. Речь идет о сумме, превышающей $2 млрд за шесть лет. Это в два с лишним раза больше, чем UEFA получает от американских вещателей по действующим сейчас соглашениям: контракты с Paramount и Univision приносят примерно $145 млн в год. Новые способны обеспечить доход не менее чем в $333 млн в год. Отметим, что процессом продажи прав заведует выбранная UEFA Relevent Sports Group, пообещавшая, что сумеет реализовать их минимум за $250 млн в год.
Столь значительный рост стоимости прав на показ Лиги чемпионов в США помимо прочего объясняется тем, что именно в 2024 году в силу вступает реформа турнира. UEFA откажется от традиционного формата, предусматривавшего деление участников на группы на первой стадии и проведение последующего play-off. В новом формате все участники (их количество будет увеличено с 32 до 36) попадут в одну таблицу. При этом до play-off они проведут по восемь матчей (четыре дома, четыре в гостях). Соперники им будут подбираться по так называемой швейцарской системе. Суть ее сводится к тому, что в каждом туре, начиная со второго, пары соперников составляются таким образом, чтобы между собой пересекались команды с наиболее близкими показателями. Далее восемь сильнейших команд получат путевки в 1/8 финала. Команды, занявшие места с 9-го по 24-е, сыграют в двухматчевых стыках за попадание в 1/8 финала. После этого турнир пойдет по традиционной схеме на выбывание. Новая система позволяет уменьшить количество проходных матчей. К тому же она обеспечивает проведение матчей в январе, чего раньше не было. Для американских вещателей, сталкивающихся с отменой подписок после окончания сезонов (или в их паузах) в спортивных лигах, это важно. Также свою роль сыграло то, что UEFA решил продавать права на шестилетние, а не четырехлетние, как раньше, циклы. Это позволяет лучше планировать финансовые потоки.
С учетом того, что традиционные рынки сбыта UEFA стагнируют (в 2021 году союз получил от реализации телеправ на Лигу чемпионов чуть более €2,3 млрд, что меньше, чем в последнем допандемийном сезоне 2018/19, когда UEFA выручил €2,4 млрд), американский рынок может превратиться в один из ключевых. Рост интереса к футболу ранее уже был отмечен в историях со сделками по продаже прав на телетрансляции матчей Английской премьер-лиги (АПЛ) и испанской La Liga. Так, в ноябре прошлого года NBC согласился заплатить за шестилетний контракт с АПЛ $2,5 млрд, что втрое перекрыло параметры предыдущей сделки. Благодаря новому контракту АПЛ впервые в истории будет получать с внешних рынков больше, чем с внутреннего. В декабре 2021 года La Liga подписала с DAZN и телекомпанией Movistar Primera пятилетний контракт на €5 млрд (против €3 млрд по предыдущему соглашению). А в июне 2022 года Apple приобрела медиаправа на показ матчей футбольной MLS (Major League Soccer) на десять лет за $2,5 млрд. Прежние контракты приносили MLS не более $90 млн в год.